Завод № 228 в Орске в годы войны строили по ленд-лизу

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронте. Огромную поддержку вооруженным силам дал тыл, в том числе промышленные предприятия нашего города.

На страницах «ОГ» мы уже рассказывали, как мясокомбинат обеспечивал солдат тушенкой и гороховым супом, как работал механический завод, отправляя на фронт военную продукцию. Сегодня посмотрим, чем жил Орский нефтеперерабатывающий завод.

В 1935 году предприятие приняло первую нефть по нефтепроводу Каспий – Орск и вскоре выдало первый бензин. За годы войны завод имени Чкалова превратился в предприятие с выпуском широкого ассортимента продукции. В тяжелые для страны сороковые наряду с производством бензина и керосина здесь освоили выпуск смазочного масла, авиамасел и кокса. Произведенные в Орске масла отправлялись на фронт и активно использовались для боевой техники.

С самого начала Великой Отечественной войны Орский нефтеперерабатывающий завод включился «в борьбу против германского фашизма, оказывая всемерную помощь фронту, армии и военно-морскому флоту», как значится в одном из годовых отчетов предприятия.

С целью увеличения выпуска высококачественного бензина, необходимого для Красной армии, завод предпринял в конце 1941 года реконструкцию всех установок.

 

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Иголкин в статье «Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу», опубликованной в журнале «Бурение и нефть», в 1941 году было принято решение об эвакуации в наш город части установок Батумского нефтеперерабатывающего завода. Так как Советский Союз отставал от США в производстве авиационного бензина с высоким октановым числом, власти двух государств договорились о строительстве в нашей стране 4 новых заводов по ленд-лизу. Один из них решили разместить в Орске. Ему присвоили номер 228. Поставщиком оборудования стала американская фирма «Баджер». Основой орского завода должна была стать установка каталитического крекинга «Гудри».

Тем временем в 1942 году Орский НПЗ испытывал острый дефицит работников. Многие сотрудники ушли на фронт. Основным источником пополнения кадров стали женщины-домохозяйки и специалисты, эвакуированные из различных регионов, в основном командированные с Кавказа – из Грозного и Баку. Из-за приема неквалифицированных рабочих увеличился объем брака, однако, несмотря на это и на крупные затруднения в снабжении сырьем, завод добился увеличения объема товарной продукции в 1943 году по сравнению с 1942 годом. Выросло как производство авиабензина и керосина, так и авиамасел, последнее – более чем в 4 раза.

 

В 1943 году кадровый голод оставался одним из острых вопросов. И хоть по численности персонала на первый взгляд сложилось благополучное положение, в действительности ситуация оставалась непростой. Прибывшие по мобилизации рабочие-узбеки совершенно не владели русским языком, а спецконтингент не отличался добросовестностью в труде. Их было около 300 человек – около 30 % общей численности заводчан.

В 1944 году большое внимание начали уделять снижению потерь и себестоимости продукции. Завод добился значительного увеличения выработки основной продукции – авиамасел, увеличив за год их производство в 2,4 раза. Оперативный годовой план был выполнен по всем видам продукции. За 1944 год предприятие переработало 493 тысячи тонн нефти.

В официальных отчетах о деятельности предприятия прослеживается, что на заводе в годы войны очень строго относились к трудовой дисциплине. За прогул можно было получить серьезное денежное взыскание, а «дезертирство» с рабочего места и вовсе расценивалось как преступление, за которое давали реальные сроки.

За большие достижения предприятия в 1945 году Наркомнефти чем мог отблагодарил тружеников тыла. Было выделено «…материала бостона – 450 метров, разной обуви на 10 тысяч рублей, хлопчатобумажных тканей на 30 тысяч, нижнего белья – 1 000 пар, трикотажных изделий на 10 тысяч рублей, ручных часов 50 штук». Только спустя 40 лет Указом Президиума Верховного Совета СССР завод наградили орденом Отечественной войны I степени.

 

Что касается строительства завода № 228 по ленд-лизу, то еще в сентябре 1943 года на производственную площадку стало прибывать импортное оборудование. Однако сроки поставок затянулись. Даже после окончания войны не все оборудование прибыло в город. И все же, как отмечают в Орском краеведческом музее, в первой половине 1946 года американский бензиновый блок был введен в работу, а в сентябре 1947 года 1-я очередь завода № 228 была пущена в промышленную эксплуатацию. Впоследствии он был включен в состав Орского нефтеперерабатывающего завода имени Чкалова.

 

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Фото с сайта Орского краеведческого музея.

Газофракционирующая установка бензинового блока,

сооружавшаяся в Орске в 1943-1947 годах

 

За помощь в подготовке материала редакция «ОГ» благодарит орский филиал Государственного архива Оренбургской области

Spread the love