Война с «наливайками»

Проспект Ленина от площади Комсомольской до площади Шевченко. Здесь три питейных заведения. Собственно, назвать их предприятиями общественного питания сложно, поскольку по сути это просто магазины разливных слабоалкогольных напитков. А для маскировки в них, как напоказ, выставлены барные столики. Две пивнушки располагаются на первых этажах многоквартирных домов, одна – в пристройке к пятиэтажке.

 

Летом 2019 года корреспондент «Орской газеты» обращался в компетентные органы после многочисленных жалоб местных жителей на одну из пивнушек, которая, в отличие от магазинов, может работать в запретное время. Люди рассказывали, что у них под окнами по ночам собирались сомнительные личности. Набрав пива, они располагались во дворах на лавочках. Не стесняясь, незваные гости выбирали в качестве туалета кусты во дворе, детскую площадку или испражнялись в уголке у подъезда.

На запрос нашего корреспондента ответственные специалисты ответили: если документы у заведений оформлены надлежащим образом, получено разрешение на открытие бара, площадь позволяет и есть туалет, то наказать и тем более закрыть заведение невозможно. Давление будет рассматриваться, как будто надзорные органы вставляют палки в колеса малому бизнесу. В последние несколько лет данная формулировка очень популярна в нашей стране. Ею в данном случае прикрывается шум-гам вперемешку с матом до самого утра, оставленный мусор, обильно залитые мочой подъезды и территория вокруг, словом, самые нелицеприятные для жильцов последствия соседства с пивным заведением на первом этаже. И ущемление прав собственников мало кого волнует.

 

Депутаты Госдумы ко второму чтению доработали законопроект, который ограничивает продажу спиртосодержащей продукции в заведениях общепита, находящихся в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Речь идет не о ресторанах и кафе, а о пивнушках, замаскированных под предприятия общественного питания, где продажа алкоголя ведется в вечернее и ночное время, а из съестного продают лишь сухарики и шоколадные батончики. По словам автора законопроекта Александра Хинштейна, на данные заведения часто жалуются граждане на всей территории России.

Если и как только поправки одобрят, во-первых, региональные власти получат возможность ограничивать время продажи алкоголя в указанных заведениях вплоть до полного запрета, во-вторых, будет установлена минимально допустимая для данных заведений площадь.

 

Конечно же, тремя питейными заведениями центр Орска не ограничился. Так, на остановке «Улица Добровольского» их три, на «Сорокина» – два, а на «Тбилисской» – четыре питейных заведения, причем три из них находятся в непосредственной близости друг от друга. Возмущает не столько способ привлечения внимания горожан к подобного рода заведениям, сколько лицемерие. Возле одной из пивных точек располагается большая надувная бутылка с руками, которая под воздействием потока воздуха, подаваемого из специальной установки, раскачивается и зазывает народ посетить мини-бар. Отметим, что эта надувная бутылка в рекламных целях гастролировала по городу. К примеру, прошлой весной она зазывала людей на остановке «Улица Добровольского». По мнению защитников пивнушек, на рекламной бутылке нет надписей, и она не призывает употреблять пенное. Но ведь форма емкости красноречиво говорит о содержании! И без надписей понятно, о чем идет речь.

 

На подобное лицемерие мы смотрим сквозь пальцы с 2012 года, когда пиво приравняли к крепкому алкоголю, после чего были приняты поправки в закон «О рекламе», запрещающие продвигать напиток на телевидении, радио, в печати, интернете и наружной рекламе. Что изменилось? Слово «пиво» поменяли на прикрытие – «разливные напитки», «кружка», «пенное», магазины превратились в бары с одним вечно свободным столиком. Пива не только не стало меньше, им теперь торгуют 24 часа в сутки. Это подтверждают и органы власти.

– Важно понимать, что в зону нашего контроля попадают нестационарные объекты, то есть киоски, павильоны, – говорит начальник отдела торговли управления потребительского рынка администрации Орска Елена Озерова. – Помещения многоквартирных домов, которые арендуются для продажи соответствующих товаров, мы не контролируем. Прежде чем открыть нестационарный объект, предприниматель должен обратиться в администрацию Орска, в отдел торговли управления потребительского рынка, где после согласования и последующего внесения объекта в схему размещения он получает данное право. По поводу контроля. Некоторое время назад проводили рейд по питейным заведениям. Связано это было с появлением закона, по которому заведения, где осуществлялся розлив алкоголя, и в целом магазины, отпускающие спиртосодержащую продукцию, не могли продавать алкоголь с 10 утра до 22.00. Мы совместно с государственными службами проверяли соблюдение этих требований. К слову, после нововведений многие мини-бары оборудовали торговые площади под предприятия общественного питания, которым в рамках закона разрешается продавать алкоголь в ночное время. Грубо говоря, поставили пару столиков и стульчиков в свои торговые помещения, получили соответствующий сертификат и продолжили торговать. Но в целом закон содействовал сокращению распространения алкогольной продукции.

– Типичные нарушения в подобных заведениях, которые выявлялись в ходе рейдов, проводимых совместно с представителями Государственной противопожарной службы, сотрудниками Роспотребнадзора, администрации Орска, – это наличие просроченной продукции и отсутствие санитарных помещений, – комментирует помощник прокурора Ленинского района Орска Андрей Ярочкин. – Как правило, среди нарушений – отсутствие пожарной сигнализации, огнетушителей, размещение на фасаде зданий горючих баннеров, что небезопасно как для посетителей мини-баров, так и для жильцов квартир, расположенных выше. Здесь еще важно отметить, что на устранение нарушений дается 30 календарных дней. Если человек не успел произвести ряд работ и не выполнил соответствующие требования, мы подаем иск. Суд на основании поданных документов решает судьбу предприятия общепита. В 2018 году нам удалось закрыть одно заведение, поскольку оно не устранило нарушения в указанный срок.

 

Примут ли закон о «наливайках» и когда это будет, пока сказать трудно. Первое чтение проект прошел еще летом 2019 года. Депутаты до сих пор спорят, сколько отпустить метров под данные заведения – 20 или 50. Одни уверены, что закроются объекты, которые раздражают весь район или улицу, другие беспокоятся об интересах цивилизованного бизнеса. Но все уверены: законопроект о «наливайках» еще вызовет широкое противодействие и негативную волну со стороны бизнеса. Надо отметить, что о жалобах населения, которому приходится жить рядом с пивнушками, волнуются меньше всего.

Владислав Логинов,

корреспондент

Spread the love