И фамилию менять не пришлось

Супруги Емельяновы вместе уже 65-й год. Живут счастливо, душа в душу, на восхищение окружающим. В этом году по решению губернатора Дениса Паслера они представлены к медали «За любовь и верность».

– Познакомились мы детьми, вскоре после войны оба жили в деревне Яблоново Белгородской области, – вспоминает Андрей Тимофеевич. – Мне тогда 12 было, ей около шести, но она была такой шустрой девчонкой, что с ней нам, пацанам, было нескучно. Помню, как-то погнался за ней, а она меня свалила, да так, что я хорошенько ударился. Одна бабушка тогда сказала: так всю жизнь и будешь за ней бегать! Как в воду глядела.

Зинаида уехала на Урал, Андрей остался в родных краях, но после того как отслужил в армии, судьба свела их вновь и между земляками вспыхнула любовь. Яркое чувство, которое сопровождает пару до сих пор.

– Представляете себе – он Емельянов и я Емельянова! – рассказывает Зинаида Прокофьевна. – Мне ведь даже фамилию менять не нужно было. Так что расписываться мы не спешили. А когда дочери стали подрастать, решили узаконить свои отношения. В нашей жизни с появлением штампа в паспорте ничего не изменилось. С самого начала мы знали, что наши чувства на всю жизнь, что мы никогда не расстанемся и всегда будем друг для друга поддержкой и опорой.

Супруги признаются, что им многое пришлось пережить. Детство у обоих было непростым. Зина рано потеряла мать. Когда отец ушел на фронт, она жила у тетки. Отец Андрея тоже воевал, погиб в 1943-м.

– Я и голодомор помню, хотя был еще совсем маленьким, – рассказывает глава семьи. – Год он у нас длился. Тогда как раз начали колхозы организовывать. А про войну многое знаю, многое могу рассказать. Фашисты оккупировали город Валуйки, расположенный от нашей деревни в нескольких километрах, долго там стояли. Мы, мальчишки, бегали смотреть, что происходит. Пацанам-то это интересно. Сидели как-то с приятелем в окопе, а потом увидели, как теленок у коровы молоко сосет – и так нам молока захотелось! Мы и побежали домой. А тут вражеский самолет: заметил движение и давай в нас палить. Повезло, даже осколками не зацепило, но страху мы натерпелись. Прибежали домой, уже и молока никакого не надо, рады, что целы! Наутро у меня началась горячка. Как раз в это время враг до нашей деревни добрался…

Как вспоминают супруги, в деревне вражеские части простояли недолго, дня три. Это были итальянские подразделения. Деревню вскоре освободил генерал Ватутин. Так что местные жители не пострадали от рук фашистов.

Андрей Тимофеевич вспоминает, как, уже в послевоенные годы, не раз ночевал в поле, в скирдах, слушая соловьиные трели, крики сов да шорох мышей. Есть в деревенской жизни своя романтика…

Повзрослев, Зинаида Прокофьевна стала агрономом. Супруг тоже работал в поле, затем на элеваторе. Спустя какое-то время перешел в электрики. Много лет проработал на Орском механическом заводе, где его уважали коллеги и ценило начальство. А супруга тем временем занималась воспитанием дочерей. Теперь они уже совсем взрослые. Что говорить, и внуки давно подросли. Каждый день дочери навещают родителей, готовят еду, помогают по хозяйству, ведь возраст берет свое. Маме уже 84, из-за проблем со здоровьем она не может ходить, отцу – 90. Но, несмотря на годы, они сами прекрасно заботятся друг о друге. Делятся новостями, обсуждают былое, живут в мире и согласии и надеются справить еще не один юбилей совместной жизни.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор