Большая планерка: как выжить и не потерять доверие

Достоверность информации, отношение к фейковым новостям и журналистская этика в разрезе появления новых медиа. Обо всем этом говорили на проходившем в Екатеринбурге Уральском медиафоруме.

В его работе принял участие и главный редактор «Орской газеты».

Почему мне должны быть интересны корпоративные обсуждения? Этот вопрос может задать наш читатель. Отвечу вопросом на вопрос. Как вы отреагировали, если помните, на сентябрьское сообщение в социальных сетях о крушении самолета под Оренбургом? Я помню, какая буря эмоций пронеслась в душе. В Орске еще свежи воспоминания о трагедии в феврале 2018 года. Многие потеряли родных, близких и знакомых.

Что делать, чтобы фейки не имели права на существование? Наверное – да что там наверное, совершенно точно – в период расцвета интернет-порталов, социальных сетей, где каждый умеющий собирать буквы в слова мнит себя журналистом, никто не скажет, как бороться с утками. Повально закрыть и запретить уже нельзя. Повысить правовую грамотность и культуру читателя – это все равно, что переделывать весь мир.

А пока утки летят. И нам с этим жить. Представителям медиа перепроверять недостоверные сетевые публикации, чтобы как минимум не выглядеть глупо. Читателям не кидаться на жареный факт, не репостить в социальных сетях, чтобы среди своих быть первым сообщившим. За распространение фейков, по закону, будут наказывать организации, должностных лиц и – внимание – граждан.

– Самое важное, о чем должны помнить представители традиционных медиа, формируя свою политику, это доверие читателя, которое легко потерять, – отметил директор департамента «Факультет журналистики» УрФУ Борис Лозовский. – Сообщества и неформальные редакции это не заботит. Более того, они нас могут обманывать даже не по злому умыслу, а потому, что всегда в погоне за хайпом, за необходимостью первыми срочно сообщить эксклюзивную новость. Никто ничего не проверяет. Страдают от этого пользователи.

Говорили в том числе и о заблуждениях властей предержащих в отношении традиционных средств массовой информации.

– Некоторые главы городов и районов думают, что смогут закрыть потребность в информационном освещении путем собственных публикаций в социальных сетях, – заявил Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России. – Такие люди не понимают, что выполняй они свои прямые обязанности и делай это хорошо, не пришлось бы самому заниматься инцидент-менеджментом.

Присутствующие активно обсуждали тематику СМИ, а также дальнейшее существование печатных медиа.

– Крупнейшие соцопросы последних лет показали, что 90-95 % россиян имеют активную гражданскую позицию, голосуя за возвращение Крыма и против пенсионной реформы, – заявил Модест Колеров, главный редактор информационного агентства REGNUM. – Мы сегодня о пенсионной реформе не пишем, поскольку это трудно и чревато. И чем больше на страницах газет и журналов, в интернете обсуждаются котики, чем меньше обсуждается пенсионная реформа, тем дальше журналисты от реальной жизни. Новые медиа – это голосование людей, которые хотят читать не про котиков. Бумага не умрет никогда. Есть форма успешного сосуществования печатных СМИ и интернета. Но! Чтобы потребители оторвались от желтой прессы и снова повернулись к официальным источникам, должны быть соблюдены 3 условия: полнота независимой информации, отделение информации от позиции и умение достучаться с нашей пенсионной реформой до читателя, пробившись через котиков. А все это будет возможно при полном профессионализме.

Жаркие споры во время пленарного заседания вызвал переход телевидения на «цифру». Среди плюсов отмечали высокое качество картинки. К минусам отнесли сокращение аудитории, потому что пока в цифровых мультиплексах РТРС только федеральные каналы. Людям же интересны события региона и своего родного города. Ситуация изменится, движения в направлении уравновешивания эфира делаются.

Татьяна Петрова,

главный редактор

Spread the love