Он поставил семь Мольеров

Своеобразную творческую лабораторию открыл перед актерами драмтеатра режиссер, театральный деятель Геннадий Тростянецкий.

Серия мастер-классов, они же репетиция новой постановки и курс профессионального мастерства, проходила с участием критиков. Роль последних выпало играть зрителям. Впрочем, зрители должны были не просто играть роль критиков, а быть ими. На этом настаивал приглашенный режиссер. По его мнению, постановка может считаться успешной только после того, как будет понятна каждому зрителю. Здесь не может быть недосказанности и полутонов.

– Театр – это когда будоражатся человеческие чувства, – напутствовал труппу Геннадий Тростянецкий. – Когда человек сравнивает все, что видит на сцене, с собой. Со своей любимой женщиной или мужчиной. С детьми, матерью. С бабушкой, на могиле которой он не был уже 25 лет, хотя та его выкормила. После спектакля ему становится стыдно, и он бежит на могилу близкого человека с цветами. Так, ничего туманного в романе Достоевского «Преступление и наказание» нет. Не нужно ничего додумывать. И задаваться вопросами: как Раскольников мог взять топор? зачем он это сделал? где он вообще его достал? Для актеров это кошмар, когда зритель начинает разгадывать ребус из того, что происходит на сцене.

Задачей зрителей на репетициях было обозначить моменты, которые будто остаются за кадром. Возникает недопонимание отдельных сцен или действий актеров. По словам мастера, зрители помогают снять это недопонимание в процессе работы над новым творческим материалом.

– Артиста ведь хлебом не корми – дай поиграть, – уверял Тростянецкий. – Мы видим, как они с удовольствием изображают самых разных людей. Тонкость состоит в том, чтобы при этом не потерялся смысл пьесы. Важно не переиграть.

Журналисту «ОГ» Геннадий Рафаилович признался, что приехать в наш город он согласился по предложению худрука Орского драмтеатра АдгураКове.

– Адгур Михайлович попросил сделать эскиз новой пьесы, которую можно поставить, – делился режиссер. – Было решено, что за основу берем творчество Мольера. Этот автор вообще меня преследует. За свою жизнь я поставил уже семь Мольеров. Внутри его пьес содержится энергия, которую интересно извлекать.

Репетиции постановки продолжаются, окончательный ее вариант, возможно, будет представлен широкой публике уже совсем скоро.

Екатерина Бастина

СПРАВКА «ОГ»

Геннадий Тростянецкий родился в Ростове-на-Дону. Занимался в театральной студии ростовского Дворца пионеров. Учился режиссуре в классе Г. А. Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кино. Работал режиссером ТЮЗа в Ростове-на-Дону, главным режиссером Омского академического театра драмы, режиссером театра им. Моссовета, художественным руководителем и главным режиссером театра «На Литейном», главным режиссером Рижского театра русской драмы.