Демократический прорыв в советском Орске

В нынешнем году исполнилось тридцать лет со времени настоящего демократического прорыва в Орске, произошедшего на волне выборов народных депутатов СССР.

В марте 1989-го прошел самый массовый в  городе политический митинг на Комсомольской площади, который собрал по одним оценкам около 20 тысяч человек, а по другим – от 10 до 15 тысяч горожан. Это событие стало поворотным в истории демократического движения в промышленном центре Оренбуржья. Окончательно были сняты путы административного управления в Орске со стороны горкома КПСС, горожане проявили протест не только против «старых» методов политической агитации, но и ощутили свое решающее избирательное «Я». На волне перестройки элементы демократизации, гласности и неудовлетворенности населения социально-экономической обстановкой в регионе весной 1989 года добрались и до промышленного Орска и едва не обернулись кровавыми последствиями. Как признался бывший сотрудник МВД, мартовские дни для работников милиции были беспокойными и бессонными, а в холодный вечер митинга многие пережили настоящий стресс, ведь и после него еще долгое время в разных уголках площади собирались подозрительные группы молодых людей, продолжая выкрикивать политические требования и обсуждать нестандартную ситуацию в городе. И сегодня никто из ветеранов МВД не может ответить, каковы были бы действия силовиков, если, скажем, разгоряченная толпа пошла бы на «Белый дом», начала бы громить все на своем пути. Однако благодаря целому ряду обстоятельств этого не произошло, хотя нервозность в жизни города продолжалась еще несколько недель. А в день выборов 26 марта 1989 года многие из орчан, приходя на избирательные участки, проявляли протест, перечеркивая бюллетени. В итоге борьба между главными кандидатами в депутаты Равилем Урусовым и Святославом Калиновым переросла из политического противостояния в фарс, для чего потребовался второй тур голосования, где уже отсутствовал один из фаворитов предвыборной гонки – генеральный директор ЮУМЗ.

Сам Урусов родом из Узбекистана, но становление машиностроителя прошел в стенах Ленинградского политехнического института. В 1987 году его назначили генеральным директором ЮУМЗа в возрасте 35 лет. Случай по тем временам редкий. Молодой, весьма самостоятельный в принимаемых решениях и самодостаточный во всем Равиль Урусов быстро завоевал популярность среди молодых специалистов и рабочих завода. Под его руководством осуществлялось техническое перевооружение, проводилась реконструкция электросталечугунолитейного цеха, создавалась заводская служба маркетинга, организовывался выпуск новых машин для металлургических заводов России и зарубежья. Коллектив выдвинул энергичного руководителя кандидатом в народные депутаты СССР. А затем началась предвыборная кампания, которая превратилась в настоящее противостояние кандидатов. Особняком стояли двое – это генеральный директор ЮУМЗа Равиль Урусов и заливщик свинцово-оловянистых сплавов вагонного депо станции Орск ЮУЖД Святослав Калинов, которого поддерживал не только родной коллектив, но и фактически партийный аппарат города.

На волне перестройки и демократизации в СССР в Орске предвыборная кампания прошла по-новому. Огромную роль в это внесли журналисты – сотрудники газеты «Орский рабочий», в тот момент единственного печатного органа городского формата, имевшего по сегодняшним меркам умопомрачительный тираж – 62-64 тысячи экземпляров. И слово журналиста звучало в полный голос, реально влияло на выбор «нашего кандидата», но при этом никаких преимуществ никто из участников гонки не получал. А дискуссии на страницах типа «Я – за Урусова!» или «Я – за Калинова!» лишь добавляли интерес горожан к выборной кампании.

На IV пленуме городского комитета КПСС, состоявшемся 13 апреля 1989 года, газетчики, как и сторонники Равиля Урусова, оказались под прицелом критики со стороны партаппарата, который посчитал их виновными в непростой политической ситуации.

К слову сказать, 24 марта 1989 года решением III пленума ГК КПСС, рассмотревшего вопрос «О ситуации, которая сложилась в городе в ходе предвыборной кампании в связи со снятием Р.А. Урусовым своей кандидатуры на выборы в народные депутаты СССР», была создана комиссия по расследованию претензий, предъявленных Урусовым, его доверенными лицами к отдельным работникам аппаратов горкома и райкомов партии. На митинге Равиль Алимжанович громогласно заявил о наличии в городе политической мафии, политической проституции отдельных работников аппаратов горкома и райкомов партии, что вызвало резонанс. Мнения, естественно, были порою диаметрально противоположенные.

Что же говорилось на пленуме ГК КПСС? Он прошел (возможно, впервые) в обстановке гласности, раскрепощенности выступающих, многие из которых называли вещи своими именами, не прячась под установленную партийную дисциплину. Разбор полетов личности «смутьяна Урусова» превратился в анализ состояния социально-экономического положения в Орске.

«Надо разобраться в неординарной обстановке, почему она сложилась? – говорил в своем выступлении первый секретарь ГК КПСС Владимир Козлов. – Бюро горкома партии считает, что людей на многотысячный митинг на Комсомольской площади привело не столько желание узнать суть претензий Равиля Урусова, сколько появившаяся в ходе перестройки возможность показать и высказать свою неудовлетворенность решением накопившихся проблем, имеющихся в экономике, социальном развитии города, сложившихся методах партийного, советского, хозяйственного руководства. Вместе с тем бюро ГК КПСС считает правильным вывод комиссии о том, что заявление Р.А. Урусова о существовании политической мафии и политической проституции в городе ошибочно. Отрицательным фактором события является то, что люди вынуждены были собраться на многотысячный митинг, что чревато разрастанием беспорядков и даже возможностью появления жертв с учетом контингента нашего города. Мы пытаемся проводить многие коренные изменения, не меняя по существу содержания деятельности своих первичных партийных организаций. Время команд и приказов кончается, на смену им приходит живое общение с массами, их руководителями, умение убеждать в правильном пути, выбранном партией. Среди широких масс трудящихся существует недовольство состоянием и развитием социальной базы Орска. Анализ показывает: продовольственная программа, принятая в 1982 году, по ряду основных позиций не выполняется. Реализация мяса и мясопродуктов на одного жителя города на 20 процентов ниже, чем в среднем по стране. По овощам наблюдается еще больший разрыв. Серьезные трудности встречают жителей города, желающих заниматься развитием личных подсобных хозяйств, не удовлетворена потребность населения в садах-огородах, которая составляет примерно 20 тысяч. Одним из факторов социальной напряженности в Орске является отсталая база здравоохранения, в городе всего 3200 больничных коек, или 81 процент от нормы. Не хватает многих видов медикаментов, современного оборудования, инструмента, потребность во врачебных кадрах удовлетворена лишь на 75 процентов; не хватает около 500 врачей, 700 средних медработников. Острой проблемой остается содержание 247 километров городских асфальтовых дорог. На ремонтные нужды областью в текущем году выделено около 800 тысяч рублей, а необходимо 7 миллионов рублей. Крайне медленно решается проблема телефонизации, обеспеченность кинотеатрами составляет 36 процентов от норматива, клубами и домами культуры – 80 процентов, спортзалами – 87 процентов, плавательными бассейнами – 40 процентов, списанию подлежит 80 процентов машин городского такси, 10 процентов автобусов. Проблем, требующих решения, накопилось много».

Валентина Бутырина, генеральный директор швейного объединения, в своем выступлении заметила: «Митинг всколыхнул наши массы, он действительно показал, что народ сегодня вправе принимать какие-то решения, чтобы к нему прислушивались, а мне бы хотелось, чтобы на пленуме прозвучало: в поступке Урусова не надо искать вины. Надо сказать большое спасибо за то, что мы всколыхнулись, за то, что изменения в нашем городе начались с апреля 1989 года».

 

Николай Панферов, заместитель директора машзавода, член горкома КПСС заметил: «Я вращаюсь очень тесно в рабочем коллективе машиностроительного завода. Никто не осудил товарища Урусова. Все сожалели, что он вынужден был снять свою кандидатуру. Почему от моего имени товарищ Галкин призывает ветеранов голосовать за Калинова? Пусть пленум выразит свою точку зрения!»

Роман Гафаров, заместитель начальника Октябрьского РОВД, сказал: «Во время предвыборной кампании был доверенным лицом кандидата в народные депутаты СССР товарища Калинова. Во-первых, действительно борьба велась честно между Урусовым и Калиновым. Но с тем шагом, который предпринял Равиль Алимжанович, я не согласился. Получилось, что два лучших кандидата в области у нас оказались неизбранными. Голосование 26 марта, считаю, прошло формально. Это был протест, люди шли просто вычеркивать все и вся.»

Геннадий Клоченко, строгальщик «Южуралмашзавода», заявил: «Я сюда пришел, вымыв свою грязную физиономию и руки, пришел от рабочего станка. Если хотите – проверьте! Бросать так, что все там не работали, только, понимаешь ли, агитировали: хороший человек Урусов, ничего не скажешь. Все пытаются почему-то сейчас подчиститься, я – не я, моя хата с краю. Неправильная позиция, товарищи. Я член райкома партии. Если где-то мы какой-то вопрос упускаем, виноваты все… О нас и Би-Би-Си, и «Европа» уже говорили. Значит, мы уже прогремели дальше, чем даже доложила о нас комиссия. Уже дальше некуда…»

На пленуме было принято постановление «Об оценке причин ситуации, сложившейся в городе в ходе предвыборной кампании, и первоочередных задачах городской партийной организации по углублению процесса перестройки». В нем, в частности, отмечалось, что серьезное влияние на обострение обстановки оказали новизна предвыборной борьбы, отсутствие какого-либо опыта в этом направлении, недостаток политической культуры, неуверенность и использование старых форм и методов организаторской и агитационно-массовой работы, ошибки отдельных работников горкома, райкомов партии, первичных партийных организаций, не до конца продуманная деятельность редакции газеты «Орский рабочий», значительные упущения в пропаганде и разъяснении Закона о выборах народных депутатов СССР, отсутствие изучения общественного мнения и его учета. В четвертом пункте говорилось о том, что следует согласиться с выводами комиссии об ошибочности заявления товарища Урусова по поводу наличия в городе политической мафии и политической проституции.

В мае 1989 года в городе состоялся второй тур выборов. Победил Борис Мирошин, который оказался в стане демократического движения в Верховном Совете СССР во главе с Борисом Ельциным. Затем он работал в Правительстве России ельцинского периода, возглавлял правовой отдел Совета Федерации России. Сейчас он живет в Москве, пенсионер. Равиль Урусов до 1996 года возглавлял «Южуралмаш», сейчас живет в Санкт-Петербурге и занимает пост генерального директора ЗАО «Новая Эра».

Константин Мусафиров, корреспондент

Spread the love