Тягаться с федералами себе дороже

Магазинов, принадлежащих местным предпринимателям, в городе становится все меньше. Продуктовые точки, потерявшие часть клиентов после внесения поправок в закон об алкоголе, сдают позиции под натиском федеральных гигантов.

На днях в городе прекратила свое существование локальная сеть магазинов «Перекресток». Из неофициальных источников нам стало известно, что места нескольких из закрывшихся магазинов вскоре займут «Пятерочки».

Пообщавшись со специалистами отдела торговли, мы выяснили: местных продуктовых сетей в городе практически не осталось. Одни предприниматели предпочли переоформить магазины в кафе и значительно изменить ассортимент продукции, другие оставили лишь единичные точки. Некоторые производители открывают новые сетевые магазины, но таких единицы.

– Местным магазинам очень трудно конкурировать с сетевиками, – отмечает Елена Федорова, ранее работавшая товароведом в одной из локальных сетей. – Цены там по многим позициям чуть ниже – народ и идет туда. А отовариваться удобнее в одном месте всем и сразу.

Для покупателя зачастую чем ниже цены – тем лучше. Да и магазины у дома, которые в последнее время появляются как грибы после дождя, удобны по многим причинам.

Однако в активизации крупных сетей не все видят лишь плюсы.

– Речь идет не просто о федеральных сетях, а о международных компаниях, акции которых торгуются на Лондонской бирже, – отмечает Виктор Сидоров, руководитель группы компаний «Ринг». – Они продвигают мировые бренды, такие как «Данон», «Нестле» и многие другие, и… способны уничтожить местного производителя.

Виктор Владимирович не понаслышке знает: тягаться с продовольственными магнатами непросто.

– Количество магазинов может регулировать только рынок, – отмечает он. – Но для нас очень важно, чтобы крупные сети не торговали продукцией ниже себестоимости. Есть компании, которые инвестируют в ценообразование. Например, закупают кур по 100 рублей, а продают по 90. Тем самым вытесняются местные магазины, а следом и местные производители. И сегодня орскому производителю непросто зайти в крупную сеть.

Союз независимых сетей, в который входит группа компаний «Ринг», обращался в Госдуму со своими предложениями, когда та рассматривала поправки к закону «О торговле».

Члены Союза предлагали законодательно запретить розничную продажу продовольственных товаров по ценам ниже закупочных, а также просили разрешить использование договоров комиссии при поставках продукции в торговые сети сельхозпроизводителями – плательщиками ЕСН. Они уверяли: это поможет поддержать малый бизнес в сфере производства и продажи продуктов, а также позволит обеспечить конкурентоспособность отечественных производителей и сдержать рост розничных цен при сохранении надлежащего качества товаров. Однако депутаты эти предложения не поддержали. Владельцы локальных сетей предупреждают: уже в среднесрочной перспективе может произойти монополизация рынка крупнейшими федеральными и транснациональными компаниями.

Кстати:

По мнению членов Союза независимых сетей, который объединяет более 70 региональных компаний розничной торговли из 8 федеральных округов РФ, политика демпинга, реализуемая крупнейшими федеральными сетями дискаунтеров и гипермаркетов, представляет из себя стратегию выжженной земли, направленную на уничтожение конкурентов из числа региональных торговых сетей с целью последующего навязывания местным и федеральным производителям собственных закупочных условий с позиции доминирования. Данная практика приводит не только к существенному сокращению доходности производителей, но и, в конечном счете, к снижению качества продуктов питания.