Надежные корни
В тени кустов на расстеленных покрывалах и клеенках холодная закуска и горячая из термосов…
…походные рюмки и стаканы, пластиковые бутылки с крепкими самодельными напитками и вином. Деды-водители не пьют, курят, сидя невдалеке на густой изумрудной траве. Внуки бегают по взгоркам, наслаждаются свободой и целебным лесостепным воздухом. Бабушки затягивают под гармонь нестройными голосами:
– Деревенька моя, деревянная, дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в легком платочке июльского облака
В веснушках черемух стоишь над рекой…
Праздник Святой Троицы по традиции старые жители села Валявинка Гайского (бывшего Новопокровского) района вместе с детьми и внуками отмечают на своей родине. Приезжают до тридцати человек на легковых автомобилях за сотни километров – даже те, кому за девяносто. Созваниваются или помнят дату встречи. В этих местах прошло их детство, юность. Здесь их корни. Хочется увидеться друг с другом, поговорить, окунуться в воспоминания. Побывать на могилах родителей – прибраться, подкрасить, подровнять землю, положить цветы.
В прошлом году орчанин-предприниматель Виктор Калинин привез памятную мраморную доску. Ее установили на бетонной опоре на месте исчезнувшего села в 45 домов, основанного в 1928 году Аристархом Валявиным. Один из земляков выступил на импровизированном митинге, рассказал историю села, которую слышал от родителей и подготовил вместе с сельчанами. Александр Ерастов прочитал свои стихи, посвященные малой родине.
Валявинка, Валявинка,
Ты в памяти живешь.
Для нас ты, словно маменька, –
Роднее не найдешь!
Да, Оренбургские места действительно богаты ландшафтом! Вторая Швейцария: небольшая речка Сакмара, горы со скалами, смешанные леса, огромные луга. Здесь до сих пор жив родник, из которого все набирают ледяную, до боли в зубах, благодатную воду. Долгие годы ключ был в деревянном срубе, потом его спрятали в металлическую трубу.
К 1977 году в колхозе имени Калинина насчитывалось 3 тысячи овец, 60 коров, 120 свиней, пасека на 60 пчелиных семей, 2 комбайна, 3 трактора. Для всех людей была работа, от мала до велика. В летнюю пору трудились на земле с 8 лет – заготавливали корма для скота. Домой с сенокоса отпускали пацанов только на вечер раз в неделю – помыться в бане. Подростки, после трудового дня уставшие, спешили на круг, танцевали под гармонь. Пыль над поляной стояла, как утренний туман…
Через полвека своего существования неперспективный колхоз был ликвидирован. Так было не только с ним. Сотни сел и деревень в России исчезли с областных карт в конце восьмидесятых годов прошлого века. Жители бросали насиженные места, разъезжались по городам Восточного Оренбуржья, меняли профессию и
уклад жизни. Колхозники из соседних башкирских сел, здравствующих и поныне, растащили все до последней доски и кирпичика. От деревеньки, святой, как хлеб, остались только воспоминания…
В Валявинке вместе с братьями и сестрами вырос Александр Ерастов (однофамилец почетного гражданина Орска, бывшего директора завода строительных машин). Своего отца помнит, как во сне: тот, имеющий бронь, погиб во время войны на строительстве железной дороги в нашей области. Мать тянула многодетную семью. Не хватало одежды и обуви. Приходилось сидеть дома, не ходить в соседнее крупное село в школу-семилетку. Жили впроголодь, но дружно. Держались друг друга. До сих пор это чувство не угасло в многодетной семье. Привито сыну и дочерям-двойняшкам. Те в свою очередь воспитали его в своих детях. В апреле этого года 80-летие Александра Леонтьевича отмечали в его трехкомнатной ухоженной квартире. Только близких родственников-орчан собралось 25 человек! Столы расставили в двух комнатах. Времена и финансы не те, чтобы гулять по ресторанам. Это при советской власти он мог вместе с женой Зоей Алексеевной, 36 лет проработавшей комплектовщицей в 7-м цехе Южуралмашзавода, организовывать детям свадьбы на 80-100 человек!
Дела семейные
Несколько недель назад Александр Леонтьевич в очередной раз попал в больницу – четверть века барахлит сердце, мучают давление и одышка.
В свое время делал шунтирование сердца. Инвалид 2 группы. Его навещали родные утром и вечером. Звонит с сотового телефона, на который фотографирует все, что интересно:
– Не ходите, не носите еду. Мне всего хватает!
Но это редкий случай, когда родные не слушают старшего. Совесть не позволяет быть в стороне, когда любимый отец и дед болеет. И приходят, и приносят, и звонят – даже из дальней командировки. Решают семейные проблемы сообща, но не вмешиваются в личную жизнь. Поддерживают друг друга в трудную минуту.
А глава рода Ерастовых переживает за сад-огород, который за многие годы выходил вместе с женой и снохой. Построил капитальный домик, накрыл профлистом, растянул по саду аккуратные дорожки, насадил цветы. Гордится своим детищем. Придумал плуг на колесиках для окучивания картофеля. С ним работа быстрая, в радость: один мужик тянет, второй – направляет. Потом только заливай водой борозды. Да вот колорадский жук появился. Не проспать бы. А то весь урожай псу под хвост. Успеют ли дети справиться с бедствием?
Зоя Алексеевна на 5 лет моложе, но тоже инвалид 2 группы, часто прихварывает – давление и головные боли. Ее даже внучки воспитывают:
– Ты зачем опять в саду долго наклонялась? Вот голова и болит. Сиди, дыши воздухом! Командуй, в конце концов.
Но не может бабушка сидеть без дела, не привыкла. Сделают без нее не так, как ей хочется. И удовольствие получает от работы, и энергию от земли-матушки. Релаксирует! Многолетняя потребность. Да и дома строгий порядок наводит, чтобы всем было уютно, сытно и празднично.
Семейные отношения у Ерастовых-старших дружеские. Часто беззлобно посмеиваются друг над другом. Но во всем видна неподдельная забота о самом близком и дорогом человеке.
Александр Леонтьевич звонит из трехместной больничной палаты:
– Ты чем занимаешься? Голову помыла, прическу делаешь? Правильно, муж в больнице, а жена на свидание идет!
И улыбается сам себе. Знает – супруга собирается в поликлинику. И должна выглядеть прилично. Все-таки на людях будет, не в огород ехать!
Вспоминает, что до армии дружил с другой девушкой. Переписывались. Дождалась его со службы. Но поступила в Челябинский медицинский институт. Уехала из Орска. Он своим крестьянским умом решил, что в социальном и моральном плане они будут на разных уровнях. А значит, появятся ненужные проблемы. И семья долго не продержится. Он этого не хотел. Не было в родне разводов. Так и расстались с обоюдного согласия.
А со своей Зоей долго не дружил. Познакомил их его родственник на танцах. Девушка из многодетной семьи, работящая, заботливая, внимательная, добрая. Но с такой не забалуешь до сих пор! Расписались в Орском загсе. В прошлом году скромно отметили изумрудную свадьбу – 55 лет совместной жизни! Вначале жили с детьми во времянке у двоюродной сестры. Почти 10 лет Ерастов отработал водителем городского автобуса. Заработки были хорошие, три оклада инженера. Нужно было обеспечивать семью. Но за эти годы устал от сурового графика. Из-за квартиры перешел в ВЭС. Тогда предприятие строило много домов для своих тружеников. Потом уговорил перейти сюда же сына и зятя. Те тоже получили квартиры. Сам отдал предприятию 28 лет. Работал механиком, начальником гаража. Ветеран труда. До сих пор в авторитете на предприятии, несмотря на новое руководство.
Всегда много читал. Занимался самообразованием. Пытался писать стихи. Но сейчас не может долго напрягать зрение – болит голова. Душу отводит в гараже, ухаживает за «Волгой», которой больше 20 лет. Машина выглядит как новая, и всегда на ходу.
А еще у него многолетняя страсть – рыбалка. Постоянно выезжает с другом на его «Ниве-Шевроле» на Ириклинское водохранилище. Рыбачит на удочку. Редко возвращается с уловом в 3-4 килограмма. Были случаи, когда привозил до 10-15 кило. По поводу ежегодной гибели рыбы, причину которой сегодня не могут определить различные комиссии, имеет свое мнение. Травят ядохимикатами прилегающие поля, а по весне талая вода вместе с остатками химии стекает в рукотворное море…
Хочется Александру Леонтьевичу и Зое Алексеевне пожелать подольше оставаться востребованными! А для этого надо держаться, быть примером для молодого поколения. Тут уже и девятимесячная правнучка Ева подрастает. Улыбается. Что-то агукает по-своему.
Жизнь идет. Разрастается семейное древо Ерастовых. Крепкое древо. Потому что корни надежные.
Валерий Тихомиров,
член Интернационального и Российского союзов писателей,
заслуженный работник культуры г. Орска