Битва за миллионы
– Платим по коммунальным счетам, да не поймем кому! Хотим уйти от подрядной организации – не дают! Как быть? – такими вопросами засыпали главу города Сергея Сухарева жильцы дома по улице Олимпийской, 30.
У людей накипело, ведь им все чаще приходится обращаться в различные инстанции и ведомства, чтобы узнать о судьбе денежных средств, которые должны копиться на специальном счете их девятиэтажки. Увы, на счете нет ни копейки.
Именно поэтому многие жители данного дома, который является ТСЖ, в последние годы перестали платить за коммуналку. По словам консультанта горадминистрации по вопросам ЖКХ Вячеслава Петренко, задолженность уже достигла двух с половиной миллионов рублей. Но людей эта цифра не пугает.
– Нам важно знать, куда уходят деньги, что собираются с жильцов на содержание и ремонт, – говорит член правления ТСЖ «Олимпийская, 30» Татьяна Сотникова. – А собираемость на нашем доме всегда была хорошей. Тариф у нас, как и на всех МКД в городе, единый. Перечень работ, которые должны выполняться, – по идее стандартный. Однако даже нам, членам правления, не предоставляют ежегодных отчетов по расходованию наших же средств.
Получить информацию от нынешнего председателя ТСЖ, странным образом оказавшимся у руля товарищества, не представляется возможным даже ведомственным органам.
– Виной тому – схема, по которой работают ТСЖ и управляющая компания – в данном случае «ЖилКомСервис-ТСЖ», – комментирует юрист общественного объединения по защите прав потребителей в сфере ЖКЖ по Оренбургской области Михаил Калмацкий. – Именно ТСЖ является ответственным лицом, которое принимает юридически значимые решения. Но! Само товарищество собственников передало фактические полномочия по решению всех вопросов «ЖилКомСервису», который не несет никакой ответственности перед жильцами, но управляет домом и получает с него прибыль. Когда люди предъявляют директору фирмы претензии по качеству, объему и стоимости коммунальных услуг, он отправляет их в ТСЖ, которое существует лишь на бумаге: оно не получает денег, не формирует сметы на дом. Все это делает управляющая организация. Вот и ходят собственники по замкнутому кругу. Судиться с ЖКС, писать в прокуратуру бессмысленно, ведь правоохранители проверяют только юридическое лицо – ТСЖ.
Какова же собираемость финансов по дому и куда уходят средства, можно лишь немного понять из неполных отчетов на одном из государственных коммунальных сайтов. Так, в прошлом году «ЖилКомСервис-ТСЖ» выполнил на Олимпийской, 30 услуг на общую сумму 1 миллион 398 тысяч 45 копеек. Самой дорогой оказались содержание и ремонт оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, оцененной в 369,5 тысячи. Самой непонятной – дератизация и дезинсекция, на которую потрачено 35,8 тысячи рублей, а ведь это одна из наиболее дешевых коммунальных услуг, тариф на нее составляет 0,05 копейки. Но еще непонятнее смета доходов и расходов по дому за тот же 2015 год. По ней жильцам начислено более 1 млн 873 тысяч, получено – свыше 1 млн 115-ти, но затрачено ровно столько, сколько начислено – ни больше, ни меньше. Нестыковки в официальных документах есть, но ими правоохранительные органы не интересуются. Считают, что собственники должны самостоятельно решать эту проблему, которая, по сути, породила новую: от оплаты коммунальных услуг уже отказалась почти половина дома. Возможно, откажется еще часть. Может, тогда «ЖилКомСервису» не за что будет бороться?
В свое время у компании было больше домов на обслуживании, но некоторым из них, по какой-то счастливой случайности, пусть и с боями, удалось уйти. Олимпийской, 30 это пока не удается.
– В доме 180 квартир, – рассказывает Татьяна Сотникова. – В списке членов правления ТСЖ больше 60% собственников, реестр обновлен в декабре прошлого года. Большинство выступает за смену управляющей компании. И опять же именно большинство избрало своим председателем Нелли Володащенко, которая отправилась две недели назад в Москву к президенту, чтобы сообщить о том, что творится в нашем доме. Однако сейчас председателем поставлен другой человек. Мы пытаемся выяснить, почему. На днях приходили дознаватели, сверяли подписи на документах, согласно которым у нас поменялся председатель. По некоторым данным, в этих списках имеются «мертвые души» – жильцов уже по несколько лет нет в живых, но в документах значатся их фамилии.
А неделей ранее, когда жители указанного дома проводили общее собрание в школе №43, «ОГ» удалось услышать мнение и.о. заместителя начальника Госжилинспекции по Оренбургской области Дмитрия Жукова. Он-то и отметил, что по сей день ТСЖ в доме №30 не реализовано.
– Мы запрашивали документы по выбору председателя, однако их нам так и не предоставили, – разъяснил Жуков. – Схема денежных потоков проходит не в рамках жилищного законодательства. ТСЖ как юридическое лицо заключило договор подряда, и люди платят за жилищные услуги «ЖилКомСервису», хотя деньги должны поступать в ТСЖ. И этот подрядчик вправе перед жильцами не отчитываться, потому что у них нет перечня работ, которые нужно произвести в доме.
Разрулить ситуацию не может даже горадминистрация, потому что в доме нет ни одной муниципальной квартиры. Хотя ряд вариантов решения проблемы собственникам уже предлагали, но те делятся на два лагеря и продолжают воевать.
– Нам важно, чтобы люди услышали друг друга, – подчеркивает Вячеслав Петренко. – Администрация города вышла с инициативой о проведении собрания в доме, на котором собственники могли бы выбрать способ управления, определить управляющую компанию. Сейчас здесь существует два председателя ТСЖ, поэтому нужно проверять и легитимность создания данного товарищества.
Так что теперь все ждут легитимного (чтобы не было подтасовок в документах – прим. автора) общего собрания жильцов ТСЖ по Олимпийской, 30. Оно должно расставить все точки над i.
Людмила Денисова