А зачем они парят?
Задавшись вопросом, кто такие вейперы и насколько популярна в городе эта субкультура, репортер «ОГ» встретилась с владельцами вейп-шопов.
А началось все с того, что шла как-то по проспекту, а впереди – два молодых человека. Разговаривали об учебе и девушках, ничего примечательного, и вдруг передо мной неожиданно возникла дымовая завеса с едким химическим запахом,отдаленно напоминающим клубничный. Дым рассеялся, но через несколько мгновений все повторилось: густой вонючий туман вновь окутал меня. Как оказалось, один из молодых людей решил «попарить» – покурить электронную сигарету.
Дмитрий Михайлов полтора года продает электронные сигареты. Эта идея возникла у него не случайно – брат пытался бросить курить и решил перейти на «пар». Сигарету пришлось заказывать в Интернете, в городе их не было. Так и родилась идея открыть магазин по продаже «парителей».
– Основной наш контингент – это молодые люди от 21 года, – рассказывает Дмитрий. – Но, бывает, приходят и пожилые мужчины, курить для которых стало слишком дорого. Девайсы приобретают в зависимости от финансовых возможностей: кто-то берет недорогую сигарету, рублей за 500, другие – за несколько тысяч. Жидкости часто выбирают с фруктовыми запахами. Но есть у нас и экзотические ароматы – виски, рома и даже кактуса. Новичкам мы рекомендуем начинать с самых дешевых электронных сигарет и покупать жидкости к ним минимального объема – аромат может не понравиться, да и аллергия не исключается.
Иван Пожидаев, владелец другого вейп-шопа, продолжает курить обычные сигареты.
– Я долгое время жил в Самаре, – рассказывает Иван. – И когда электронные сигареты только начали появляться на рынке, я подумал, что на этом можно построить неплохой бизнес. Сначала закупал мелкими партиями, потом начал сотрудничать с большими заводами из Европы.Наши основные клиенты – мужчины. Очень много приходит рабочих с заводов, где курить запрещено. Желающие бросить курить – наши частые гости. Они, конечно же, берут жидкости с никотином и постепенно снижают его количество, доводя до минимального, а потом и вовсе бросают. Наше самое главное правило – не продавать электронные сигареты лицам до 18 лет. Несмотря на то, что законом это не запрещено, у нас такой принцип. Сам я периодически «парю» – мне нравится сам процесс. Многие придерживаются такого же мнения: те, кто использует жидкости без никотина, получают эстетическое удовольствие, им нравится процесс. Конечно, мы не говорим, что электронные сигареты абсолютно безопасны. Но известны случаи, когда люди полностью бросали курить и избавлялись от бронхита. Сейчас придумывается множество новых законов, чтобы производителей и продавцов электронных сигарет поставить в жесткие рамки. Но по нашему мнению, это происки табачных гигантов.
– К сожалению, не все так хорошо, как рассказывают продавцы электронных сигарет, – отмечает Наталья Крива, медицинский психолог стационарного отделения Орского наркологического диспансера. – Курение электронной сигареты – это ингаляция, при которой курильщик вдыхает пары глицерина, пропиленгликоля, никотина и множества ароматизаторов. Из-за отсутствия стандартов производства в эти жидкости могут попадать различные примеси, в том числе и токсичные, а состав может бесконечно меняться. Когда человек выкуривает обычную сигарету, в кровь попадает определенное количество никотина, а во время курения электронной его количество не контролируется, так как зависит от мощности парогенератора и глубины вдоха. Ароматизаторы, содержащиеся в жидкостях, способны вызвать сильнейшую аллергию. К нам стали поступать сигналы из школ, что ученики 8-9 классов пользуются такими приспособлениями. Здесь в первую очередь нужно проводить работу с родителями, которые ошибочно считают, что «пар» абсолютно безвреден. А если гаджет воспринимать как способ бросить курить, то здесь нужно помнить, что бросить курить электронную сигарету будет так же сложно, как и классическую. Обычный курильщик хотя бы количество выкуренных сигарет считает, а сколько вейпер «выпаривает» – никому не известно. Они же целыми днями дымят.
КСТАТИ
Электронную сигарету придумал китайский фармацевт Хон Лик. Его отец всю жизнь курил, он пытался избавиться от табачной зависимости, но безрезультатно. Умер от рака легких. Хон Лик тоже курил, но после смерти отца решил изобрести средство борьбы с зависимостью. Так и родилась идея электронной сигареты. Он смешал пропиленгликоль с глицерином и добавил никотин. Количество никотина теперь можно было регулировать и уменьшать, постепенно снижая зависимость. Правительство Китая посчитало электронную сигарету полезным устройством, помогающим людям избавляться от пагубной привычки. Когда идея попала в Европу, она приобрела популярность среди молодежи и постепенно превратилась в субкультуру – вейпинг (в переводе с английского vape – «пар»). К движению стали присоединяться не только те, кто бросает курить, но и те, кто никогда не курил.
Юлия Виноградова
Скомкано, не интересно, безграмотно описано с технической стороны. Без ироничной усмешки смог прочитать абзац про Хона Лика. Если не хочется объективно, интересно и беспристрастно рассказать о чем то, зачем вообще брать интервью?