Абхазия хочет в Россию
В рамках журналистского фестиваля «Вся Россия-2018», который прошел в начале октября в Сочи, президент Абхазии Рауль Хаджимба встретился с представителями российских СМИ. Рауль Джумкович, как сам признался, с большой охотой идет на контакт с нашими журналистами. Ведь это еще один повод рассказать о том, как живет Абхазия, и укрепить дружественные отношения между странами.
Спасибо за оборону и за пенсии
Инфраструктура Абхазии нуждается в развитии. Часть многоэтажек, бывших санаториев и профилакториев до сих пор стоит без окон и дверей.
Рауль Джумкович сообщил, что сегодня республика продолжает возрождаться после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. Страшные события, которые унесли жизни более восьми тысяч человек с обеих сторон, к счастью, в прошлом.
В 2008 году Россия признала Абхазию независимой республикой, между двумя территориями стали укрепляться отношения. Не без поддержки РФ в Абхазии наконец-то выстроилась система безопасности, создан единый оборонный комплекс, и страна вышла на иной уровень развития.
Россия помогла решить и вопрос пенсионного обеспечения. Дело в том, что большая часть населения республики – это бывшие граждане Советского Союза, имеющие теперь уже российские паспорта, в связи с этим РФ заключила соглашение с Абхазией об обеспечении этих людей пенсией. Выплата по старости в южной республике составляет всего 500 рублей, а Россия к этой сумме доплачивает еще 10 тысяч с копейками.
К слову, пенсионный вопрос в Абхазии стоит довольно остро. Потому как новоиспеченные абхазские пенсионеры – граждане РФ – не могут претендовать на доплату от российской стороны: не наработали стаж до распада СССР, да и война уничтожила свидетельства об их трудоустройстве. Подытоживая рассказ о пенсионной системе, Рауль Хаджимба добавил, что сейчас Абхазия стоит на пути ее совершенствования. Ведь коренное население страны растет и тоже будет нуждаться в выплатах по старости, а все время рассчитывать на поддержку РФ в этом вопросе было бы неправильно.
– Россия и так много сделала для Абхазии, – сказал Рауль Джумкович. – Не без ее поддержки бюджет нашей республики увеличился с одного-двух миллиардов рублей до пяти. И мы продолжаем нуждаться в помощи российской стороны. Но приходится рассчитывать и на собственные силы. Сейчас Абхазия старается развивать аграрную сферу и инфраструктуру.
Милости просим, но ненадолго
Но вот какая дилемма. Думается, дела Абхазии значительно быстрее пошли бы в гору, если бы жители России могли приобретать жилье в этом частично признанном государстве. Желающих немало. Однако россияне с сожалением констатируют, что жителю РФ купить недвижимость в Абхазии невозможно – не продается. Казалось бы, отчего? То есть помогать – помогайте и в гости приезжайте, милости просим, но про билетик обратно не забывайте. Об этом я и спросила президента Абхазии. Рауль Хаджимба сказал, что вопрос этот предвидел, но ответил на него довольно витиевато:
– На сегодняшний день иностранные юридические лица могут беспрепятственно покупать коммерческие объекты на территории Абхазии. С физическими лицами в этом смысле есть проблема, и решить ее непросто. К сожалению, долгое время, минуя законодательные основы нашей республики, жители других стран, в том числе и России, приобретали у нас недвижимость. А потом возникали неприятные инциденты с покупателями. Во избежание их мы ввели ограничение для иностранцев на приобретение у нас жилья. Но сейчас эта проблема находится на рассмотрении правительства Абхазии, мы делаем все, чтобы ее решить.
Под «неприятными инцидентами» Рауль Джумкович, видимо, имел в виду ситуации, когда россияне, купившие жилье в Абхазии, в итоге оставались с носом. По закону продавать и покупать недвижимость на территории республики могут только абхазы. Поэтому сделки купли-продажи иностранцы оформляют на местных жителей за определенную плату, надеясь на их порядочность. И зачастую зря. Ведь россияне покупают жилье в Абхазии, как правило, чисто для отдыха, чтобы в отпуск приезжать да красотами природы любоваться. Вот так приехал какой-нибудь Иван Иванович из Оренбургской области разок в Гагры, а потом долго не показывал носа. В результате жилье быстренько признали бесхозным и отдали под распределение. Не без участия «порядочных» посредников. Получается, одна проблема породила другую. Как сказал одному интернет-изданию глава администрации Сухума АдгурХаразия, о продаже недвижимости в Абхазии можно будет говорить, только если строительство станет отраслью экономики страны. Если власти Абхазии и дадут иностранцам добро на покупку квадратных метров в республике, то только в прибрежной зоне. И ни в коем случае не в селах, чтобы не разрушать традиционный быт абхазов.
Остро стоит сегодня жилищный вопрос и для россиян, которые переехали из Абхазии во время войны и оставили там свои дома. Сейчас они и рады бы вернуться, да не могут: вся недвижимость отошла в собственность республики, жилье заняли другие люди. Порой россиянам через суд удавалось восстанавливать свои права на квадратные метры у моря, однако новые жильцы никуда съезжать не собираются, и правоохранители Абхазии выселить их не могут или не хотят.
О границах формальных и не только
По своей площади Абхазия меньше некоторых субъектов нашей страны. И, по мнению некоторых журналистов, участвовавших во встрече с Хаджимбой, Абхазия вполне бы могла стать одним из таких субъектов. Но хочет ли частично признанное государство в Россию?
– Мы открыто говорили о таком своем желании, – сказал президент. – И в этом нет ничего постыдного. Наши страны вышли из большого советского государства, и сейчас их разделяют формальные границы. Но российская сторона говорит о необратимости процесса признания нашей республики независимой в 2008 году. Поэтому мы надеемся на то, что Россия будет сотрудничать с нами.
А вот на границе Абхазии и Грузии, как говорится, тучи ходят хмуро. Война прошла, но неприятный осадок остался. Президент пояснил, что прямых провокаций с грузинской стороны нет, но и особой теплотой отношения между двумя странами не отличаются.
– Мы не против Грузии, мы за то, чтобы нас оставили в покое, дали нам нормально жить, – сказал Рауль Джумкович.
Южный народ – горячий. Уж если и затаит обиду, то надолго. Во время войны многие грузины в спешке бежали из Абхазии, бросая свои дома. Так вот говорят, что абхазы до сих пор обходят их дворы стороной. Стоит домик покосившийся, заходишь – а там и мебель, и посуда, и другие предметы быта. Все в сохранности. Только людей нет.
Журналисты из Карачаево-Черкесии обратились к Раулю Хаджимбе не с вопросом, а с благодарностью от лица матерей ребят с Северного Кавказа, погибших за свободу Абхазии. Дело в том, что каждый год правительство республики с большим теплом и гостеприимством принимает у себя этих родителей и старается создать для них все условия, чтобы те смогли отдохнуть, воспрянуть духом.
– Память о погибших – это то, что нас объединяет, – сказал президент. – Мы никогда не забудем подвиг этих солдат. И пока жива память, есть надежда, что прежние ошибки, приведшие к таким трагическим последствиям, не повторятся.
Апсны – страна души
Абхазия – страна удивительная во всех смыслах слова. К примеру, в этой республике протекает самая короткая в мире речушка Репруа, протяженность которой составляет всего 18 метров! Также в Абхазии встречается 3 500 разновидностей растений, в том числе 100 эндемиков – видов, которых больше нет нигде в мире: так, колокольчик удивительный растет только на скалах Голубого озера.
Интересен факт, что в первом тысячелетии до нашей эры на территории современной Абхазии существовала колхидская культура. А потом побережье населили греки, после римляне отвоевали у них эти земли. Кстати, во времена римского владычества Абхазия была местом ссылки христиан.
Абхазия славится своими винами. Но мало кто знает, что виноделие в этой стране зародилось на несколько тысяч лет раньше, чем наступила новая эра. Еще одна визитная карточка южной республики – мандарины, они были завезены сюда из Японии. Известная всем аджика в переводе с абхазского означает «соль», местные жители добавляют ее практически во все блюда. Вот уж действительно горячий народ!
Евгения Богданова,
внештатный корреспондент