Его звали Виктор
15 февраля 1989 года советские войска вышли из Афганистана. 17 орчан погибли в этой стране, выполняя свой воинский долг перед Отчизной. Одним из них был 21-летний Виктор Буканов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1982 года Виктор Викторович был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Виктор Буканов, окончив школу № 32, учился в нефтяном техникуме, а затем работал в цехе № 5 Орского нефтеперерабатывающего завода имени Чкалова, занимался в Орском авиаспортклубе.
Спустя годы после гибели мужественного орчанина мне довелось встретиться с теми, кто знал парня не понаслышке.
– Знаете, чем меня он всегда подкупал? Своим независимым характером, – отметил преподаватель математики Орского нефтяного техникума Ким Алексеевич Ворошилин. – Никогда не списывал, чужим трудом не пользовался. Случалось, и «неуд» получал, но не хитрил. Виктор никогда не был трусом. И его подвиг в Афганистане закономерен, он в его характере. До сих пор помню его голос, прямой бесхитростный взгляд.
– Витя никогда никого не обманывал, – со слезами на глазах сказала мама Надежда Архиповна Буканова, в одиночку растившая двоих детей. – И если что-то обещал, то всегда выполнял. До армии он увлекся парашютным спортом. В один из дней он нас с дочерью чуть до обморока не довел. Ухитрился сразу два прыжка с парашютом совершить. Во время второго долго не раскрывал парашют. «Зачем ты это делаешь?» – ругаемся на него, а он улыбается, успокаивает нас и говорит: «Ну как вы не понимаете! Ведь только так можно ощутить всю красоту свободного падения». Затяжной прыжок он потом совершил и в учебном отряде перед отправкой в Афганистан.
– Витя шустрый был, – сказала старшая сестра Татьяна Ермакова. – В мальчишеских компаниях заметный. Но всегда помогал по дому. В огороде любил покопаться, матери помочь. В классе был командиром отряда, комсоргом. Любил писать нам с мамой письма. Вы только почитайте его солдатскую тетрадь – и все поймете.
В обычной тетради, которую мне дали полистать, открываю для себя мир, полный любви к Отчизне, к десантным войскам. Запомнилась фраза, обведенная синим карандашом: «Что такое небо? Это любовь к земле!».
А за сорок восемь часов до своей гибели Виктор Буканов напишет строки, похожие на текст песни: «Я ухожу, – сказал мальчишка ей сквозь грусть. Но ненадолго. Только жди, и я вернусь… Всего лишь час он до рассвета не дожил…»
Последний бой орчанин принял 15 апреля 1982 года. Тягучая тьма ночи покрывала все: горы, тропу, по которой должен пройти караван, укромное место в расщелине скалы, в которой укрылись советские солдаты. Задача, поставленная перед горсткой десантников, выглядела несложной: определить численность каравана, идущего со стороны Пакистана, и передать направление его движения по рации, за которой дежурил Виктор. Голова каравана показалась неожиданно, с первыми лучами солнца. Хвоста каравана не было видно. Такого никто не ожидал. Тысячи до зубов вооруженных душманов уверенно вели верблюдов, увешанных мешками со снарядами и оружием. Вдруг раздалась автоматная очередь. Смертоносные пули летели в направлении скалы. Что это? Проверка? Или засада раскрыта? Душманы залегли. Огонь усилился. Десантники ответили. Завязалась неравная схватка. Единственным преимуществом служило каменное укрепление. Первым правильно оценил обстановку Буканов. Он немедленно стал передавать информацию по рации, сообщил маршрут каравана и его численность. Виктор увидел, как погибли двое его товарищей. Бой продолжался. После передачи информации орчанин включился в бой. Успел разрядить магазин автомата, и тут его настигла вражеская снайперская пуля.
Виктор медленно сполз с камня; он боролся со смертью еще несколько часов. Прилетевшая на помощь «вертушка» не смогла забрать раненых: душманы вели непрерывный шквалистый огонь. Группа советских десантников выполнила свой воинский долг до конца. Боевые товарищи Виктора, подошедшие чуть позже к месту боя, разгромили спустя сутки незваный караван.
Константин Мусафиров