Годы, события, люди
В 60-е годы прошлого века в нашей стране прошло преобразование ряда строительных организаций.
Из их состава были выведены железнодорожные цеха и сформированы объединенные хозяйства по железнодорожному обеспечению близлежащих предприятий.
Наличие собственной локомотивной и вагонной базы позволило объединенным железнодорожным хозяйствам своевременно и качественно обслуживать клиентов, что привело к снижению производственных затрат для потребителей. В Оренбуржье было создано два таких предприятия – в Оренбурге и Новотроицке. С 1965 года «Новотроицкое объединенное железнодорожное хозяйство» в Орском производственном районе качественно выполняло работы не только по погрузке и выгрузке поступающих грузов, но и проводило маневровые работы и осуществляло содержание подъездных путей.
На балансе НОЖДХ в разное время по Орскому участку находилось от 5 до 12 километров путей. Район обслуживал более 10 орских предприятий, среди которых не только строительные заводы «Железобетонный завод-1», «Комбинат строительных материалов», «Орскжилстрой», «Комбинат строительных машин», но и базы снабжения города продовольственными и промышленными товарами.
На обслуживании предприятий было задействовано 2 локомотива. Среднесуточный оборот составлял более 50 вагонов. На участке производилась отгрузка песка в вагонах-думпкарах на строительные площадки области.
90-е годы коснулись новотроицкого предприятия: оно не только получило новое название, но и приобрело новый статус. Теперь это акционерное общество «Новотроицкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта».
С момента основания и до 1986 года НОЖДХ руководил Константин Вокрячко. Затем бразды правления принял Александр Зозуля. С 2009 года реорганизованным предприятием руководит Александр Бастин.
В 1979 году, когда было учреждено звание «Заслуженный работник транспорта», его присвоили Константину Вокрячко.
О том, как создавалось и развивалось НОЖДХ, помнит Валентина Спирина. Более 40 лет отдала она предприятию, прошла путь от нормировщика до начальника участка, который возглавила в 1982 году и бессменно руководила им до 2007.
– С 1958 года работала на кирпичном заводе, – вспоминает Валентина Васильевна. – Только в конце 1965 года руководитель завода Сухолитко отпустил работать на новое предприятие. Мне повезло трудиться с руководителями – настоящими специалистами своего дела. Они сами были до кончиков волос железнодорожниками. Такого же профессионального отношения к делу требовали и от подчиненных.
О тех, кто отдал предприятию много лет, здесь не забывают. На День железнодорожника и пожилого человека дарят подарки, поздравляют с юбилеями.
В канун Дня железнодорожника Валентина Васильевна принимала поздравления и с восьмидесятым днем рождения.
Вспоминая тех, с кем довелось работать долгие годы, она отмечает:
– Начальника НОЖДХ в строительном тресте уважали и знали: если он приехал в главк, то случилось что-то неординарное. Самое главное – Константин Антонович был требователен не только к другим, но и к себе. Вместе мы занимались интересным и увлекательным делом – участвовали в обеспечении города строительными материалами и продуктами питания.
Наталья Князева,
внештатный корреспондент