Медное наследие из глубины веков
В Оренбуржье есть не только красивые места, но и уникальные территории, хранящие историческое наследие.
И они не ограничиваются многочисленными курганами, изучение которых позволяет оценить уровень развития древней цивилизации. На сотни квадратных километров растянулись Каргалинские рудники, медь в которых добывали еще в бронзовом веке.
Сегодня на холмистой местности можно увидеть множественные воронки, открытые и засыпанные входы в шахты, а также остатки пустой породы.
Освоение Каргалинских рудников, как отмечают историки и археологи, началось более пяти тысяч лет назад и проходило в три этапа. Первый приходится на IV-III тысячелетие до н. э. Добычу меди вели носители древнеямной археологической культуры. Предполагается, что к 26-25 (а возможно, к 19-18) векам до н. э. добыча была приостановлена. Но в позднем бронзовом веке она возобновилась уже в куда больших объемах. Каргалинские рудники стали одним из центральных очагов металлообработки в Евразии. Это время связывают с расцветом горных промыслов и металлургии, максимального заселения рудников и закладки большого количества шахт.
По данным археолога Евгения Черных, на протяжении долгих лет изучавшего уникальную местность, максимальная глубина шахт и горизонтальных выработок бронзового века достигала 40-42 метров. «Масштаб добычи медных руд в бронзовом веке поразительно велик, оценка совокупной массы добытых медных минералов колеблется от 2,5 до 5 млн тонн. Общий вес меди, выплавленной в эпоху бронзы из каргалинских руд, по предварительным оценкам составляет 55-120 тысяч тонн», – писал он в одной из своих статей, отмечая, что в бронзовом веке каргалинская медь распространялась по всей степной и лесостепной территории Восточной Европы.
Долгое время заброшенные шахты оставались без внимания. Только во время расширения Российской империи на восток старые отвалы с зелено-голубым отливом были замечены русскими купцами (братьями Твердышевыми) и выкуплены у местных башкир. На протяжении 150 лет здесь вновь шла добыча меди, хотя найти руду с высоким содержанием меди становилось все труднее. Видимо, древние рудокопы отлично знали свое дело. Удар по добыче меди нанесла отмена крепостного права, и вновь рудники были преданы забвению. Изучение их археологами началось в конце 20 века.
– Сейчас любой желающий может увидеть остатки древних разработок и побывать в нескольких уцелевших штольнях, – отмечает увлеченный краеведением путешественник Сергей Раковский. – Так как площадь рудников огромна, то сосредоточиться можно на двух интересных участках. Первый находится близ бывшего поселка Горный. Попасть сюда можно, двигаясь из села Комиссарова в хутор Новенький. Повернув у старого кладбища на север, легко заметить отвалы близ старых шахт. Наиболее интересные остатки рудников находятся в здешнем овраге. Заметить его можно по растущим в нем большим березам.
Чтобы лучше прочувствовать масштаб проводившихся здесь работ, стоит прочесть автобиографический рассказ Ивана Ефремова «Путями старых горняков». Ведь именно здесь, под этой земляной толщей, находятся запутанные лабиринты старых штолен, в которых побывал известный писатель.
Второй интересный участок рудников расположен в Мясниковском овраге. Попасть сюда можно, двигаясь от села Комиссарова на северо-запад мимо телевышки. Здесь на склоне оврага находится уцелевший вход в штольню. Протяженность исследованных на данный момент проходок в ней превышает километр. Координаты входа – 52°19′13″N, 54°45′3″E.
Недалеко от этой штольни расположена еще одна. Она известна благодаря хорошо сохранившейся шахте со ступеньками. В глубине этой штольни находится окаменелое дерево, располагающееся поперек выработки. Координаты входа в штольню – 52°19′20″N, 54°44′41″E.
Близ оврага когда-то располагался лагерь археологов. Рядом с ним осталась гора костей животных, которые нашли при раскопках древнего селища.
При посещении штолен следует уделить внимание безопасности. Без специального снаряжения лучше не забираться вглубь.
Каргалинский горно-металлургический центр – древнейший и крупнейший горно-металлургический центр в Северной Евразии. Представляет собой обширное меднорудное поле с многочисленными меднорудными линзами и гнездами малахита и азурита. Общая площадь медного оруденения – около 500 км². Зафиксировано до 35 тысяч следов поверхностных выработок – шахт, штолен, карьеров. Суммарная оценка перемещенной горной породы может превышать 250 млн тонн.
Людмила Светушкова