Можно ли поставить точку в споре по Курилам?
Разговор Москвы и Токио будет возможен только в том случае, если Япония четко подтвердит суверенитет России над Курильскими островами.
Споры вокруг передачи Курильских островов то затихают, то возникают вновь. И несмотря на казалось бы четкий ответ президента России в разговоре с японским, точка этом вопросе не стоит. Скорее многоточие.
Сегодня, 4 февраля, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая в Киргизско-российском славянском университете, упомянул о продолжении разговора Москвы с Токио.
«Мы хотели бы, чтобы наши японские соседи четко подтвердили очевидное, а именно – итоги Второй мировой войны, включая полное признание и уважение суверенитета Российской Федерации, в том числе над упомянутыми [Курильскими] островами. Без этого мы никакой разговор организовать не сможем», – сказал он.
Прежде всего следует отчетливо понимать, что в основе проблемы лежит заключение мирного договора между Россией и Японией по итогам Второй мировой войны. Камень преткновения в том, что японская сторона прямо увязывает подписание мирного договора с возвратом спорных островов, которые она считает своими северными территориями. Речь идет о четырех островах Курильской гряды – Кунашире, Итурупе, Шикотане и Хабомаи.
История Курильских островов непроста. Из документальных источников известно, что в XVII веке начались первые достоверные исследования островов и проливов между ними. На этом поприще отметились русские казаки, японцы и голландцы. На тот момент коренным населением островов были айны. В последующие два века Россия активно осваивала острова, принимая в подданство местное население. Однако в 1875 году в силу сложившихся обстоятельств Россия передала все Курильские острова Японии в обмен на право владения островом Сахалин. После поражения в Русско-японской войне 1904–1905 годов Россия лишилась южной части Сахалина. Ситуация изменилась после победы над Японией в 1945 году, когда России вернулись все Курильские острова и южная часть Сахалина. В 1951 году Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, по которому отказалась от претензий на Курилы и южную часть Сахалина. Однако при этом она считала, что острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи не относятся к Курильским. СССР не подписал этот мирный договор. В 1956 году была принята декларация, по которой СССР должен был передать Японии два острова (Шикотан и Хабомаи) после подписания мирного договора. Но в 1960 году в ответ на японо-американский договор СССР аннулировал свои обязательства.
Ситуация сохранялась в подвешенном состоянии до распада Советского Союза. По некоторым воспоминаниям, в девяностые годы Борис Ельцин, делая широкий жест, едва не отдал все четыре острова, и только настоятельное вмешательство подчиненных уберегло его от этого шага. В те годы действительно существовало своеобразное «окно возможностей», когда подобный ход мог быть совершен без серьезных протестов в стране.
И вот сейчас вопрос мирного договора с Японией вновь обсуждается на высшем уровне. Почему это делается именно теперь – не совсем понятно. Есть версия, что происходящее нацелено на то, чтобы пошатнуть ряды западной коалиции и ослабить санкции хотя бы со стороны Японии. Плюс к этому усилить свои позиции в отношениях с Китаем, привлекая Японию в качестве противовеса.
Судя по последним официальным заявлениям, пока все ограничилось общими словами, и ситуация имеет открытый финал. В Японии реакция на переговоры смешанная, многие характеризуют ее как уныние от неопределенности.
Японская пресса публикует выводы, которые пока официально не опровергаются: что произошел отказ от застарелой формулы возвращения всех четырех островов, так как такой подход мог сработать в девяностые годы, но точно не сработает сейчас. Поэтому многие сходятся на том, что формула размена будет два на два, как по декларации 1956 года.
Можно лишь сожалеть о том, что государство не ведет доходчивую разъяснительную работу, зачем же нам так нужен мирный договор с Японией, да еще с отдачей островов. Притом что сами острова никто не собирается забирать силой, а Япония и так сотрудничает с нами по экономическим вопросам и строит у нас свои заводы. Может, стоит воспользоваться старым добрым принципом из медицины «Не навреди» и оставить ситуацию как есть?
Хорошим вариантом был бы и всенародный референдум. В этом случае можно почувствовать сопричастность к принятию судьбоносного решения. А правительство по итогам референдума могло бы строить дальнейшую линию взаимоотношений с Японией.
Сергей Раковский
Уведомление: Диалог лучше, чем молчание — Орская газета