Накал страстей страшнее холодного оружия
Три трагедии с участием школьников случились в разных уголках нашей страны с 15 по 19 января: нападение на школьников в Перми, драка в Челябинской области и, наконец, ЧП в пригороде Улан-Удэ.
Что это было
События в пермской школе № 127 имели место 15 января. В результате поножовщины пострадали 15 человек, в том числе учительница и ученики младших классов. По данным следствия, бывший и нынешний ученики этой школы, сговорившись, проникли в учебное заведение и умышленно нанесли ученикам и учительнице множественные ножевые ранения. Подозреваемые задержаны.
По информации пермской полиции, один из нападавших состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Издание «Лайф» со ссылкой на отца одного из учеников написало, что «парня отличала крайняя агрессия, он терроризировал весь класс, педагоги, дети и родители с ним намучились».
Спустя два дня ученики 16 и 17 лет одной из сельских школ в Челябинской области устроили драку. И снова в произошедшем фигурирует агрессивно настроенный подросток. Как стало известно, 17-летний несколько раз оставался на второй год, отличался плохим поведением и донимал одноклассника. В какой-то момент младший школьник не выдержал и, не найдя ничего лучше, попытался убить обидчика.
Спустя еще два дня, 19 января, тревожное сообщение пришло из Бурятии. Трое подростков напали на учеников школы № 5 в поселке Сосновый Бор, что в пригороде Улан-Удэ. В больнице находятся 7 пострадавших, двое из них – в тяжелом состоянии.
Депутат Государственной Думы от Республики Бурятия Алдар Дамдинов предположил, что трагедия в уланудинской школе могла произойти в том числе из-за синдрома подражания происшествию в Перми.
«Зачастую такого рода информация предоставляется неправильно в СМИ, как «сенсации», и дети воспринимают это как «геройский» поступок, – написал депутат на своей странице в одной из социальных сетей. – В таких случаях важно не спровоцировать людей, находящихся в группе риска, на совершение подобных действий».
Усиливают меры безопасности
В управлении образования администрации Орска со всей серьезностью отнеслись к случившемуся в одной из пермских школ. Были оперативно проведены консультации с директорами образовательных учреждений, доведены до сведения рекомендации министерства образования Оренбургской области. В них, в частности, отмечается, что в целях безопасности участников образовательного процесса в школах должны быть приняты дополнительные меры по организации пропускного режима. Необходимо создать благоприятный психологический климат, стремиться снизить у обучающихся уровень тревожности силами педагогических коллективов, прежде всего психологов и социальных педагогов. Произошедшее показало, что нужно формировать у обучающихся адекватную самооценку, навыки безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью. Это же касается и педагогов.
– Во время проведенного правительством Оренбургской области селекторного совещания первый заместитель министра образования Оренбургской области Галина Сафонова отметила важность поддержки муниципалитетами администраций школ в вопросах обеспечения безопасности детей и сотрудников, – отметила заместитель начальника управления образования администрации Орска Флорида Горохова. – В наших образовательных учреждениях мерам безопасности уделялось и уделяется большое внимание. Во всех образовательных организациях имеются кнопки экстренного вызова полиции, камеры наружного видеонаблюдения, ограждение, действует пропускной режим, в отдельных образовательных организациях установлены металлоискатели, видеодомофоны. Мы сейчас работаем в соответствии с вышедшим в октябре 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
– Флорида Халитовна, какие дополнительные меры безопасности в образовательных организациях города будут осуществлены?
– Все-таки драматизировать ситуацию не стоит. Подобное впервые произошло в российской школе, хотя различные ЧП со смертельным исходом в последние годы происходили в образовательных учреждениях отдельных стран. Но тревожный сигнал прозвучал, поэтому нужно проанализировать ситуацию и принять меры с целью усиления безопасности. Управление образования администрации города обсудит вопросы безопасности объектов образования на совещании с руководителями. В школах на родительских собраниях учителя организуют дополнительные беседы и правовые лектории с родителями обучающихся по разъяснению норм законодательства и юридической ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений против жизни и здоровья человека. Важно донести до родителей значимость их роли в формировании позитивного правосознания и примерного поведения детей и подростков.
– Думается, что роль классного руководителя повышается в разы, потому что именно он находится в постоянном контакте с родителями школьников?
– Действительно, классный руководитель лучше других осведомлен о своих учениках, однако и он может не знать, состоит ли учащийся на учете в психоневрологическом диспансере, потому что это относится к закрытой медицинской информации. Один из нападавших в Перми состоял на учете в психиатрическом учреждении… Классный руководитель должен быть осведомлен, как ученик проводит свободное от школы время, какие кружки и секции посещает, с кем общается, каковы его интересы, что его беспокоит. Опытный педагог выстраивает доверительные отношения со своими подопечными. Здесь важно быть в прямом диалоге с родителями. Конечно, родителям мы рекомендуем больше времени уделять общению с собственным ребенком, интересоваться кругом его знакомых, в том числе в социальных сетях.
В Перми учительница встала на защиту школьников, получила тяжелое ранение. Она совершила настоящий гражданский и педагогический поступок.
– Естественно, что у всех нас одно желание – чтобы никогда подобных трагедий не происходило в стране, – сказал директор школы № 24, депутат Орского городского Совета Вячеслав Ращупкин. – Кроме повышения бдительности в школах, считаю, в Орске необходимо выработать комплексную программу по защите жизни и здоровья детей и педагогов. Следует определиться с единым подходом к охране образовательных организаций. Должны быть определены условия допуска родителей и других посетителей. В ряде крупных городов России система охраны школ полностью переведена под контроль муниципалитета, который имеет в бюджете соответствующие статьи расходов на цели безопасности. В некоторые московские образовательные учреждения непросто попасть не только в здание, но и на территорию, охраняемую сотрудниками специализированной охранной организации. К сожалению, в бюджете Орска на эти цели расходов не предусмотрено, но жизнь диктует свои правила.
Прежде всего успокоиться. Всем
Насколько серьезны ситуации, произошедшие в Перми и Улан-Удэ? Можно ли их возводить в ранг масштабной проблемы? С этими вопросами мы обратились к руководителю Центра практической психологии Орска Алисе Поповой.
– Границу между информированием людей и нагнетанием страха, особенно в преступлениях, связанных с подростками, трудно уловить, – говорит Алиса Харитоновна. – На мой взгляд, такие неожиданные, леденящие душу события, являются предупреждением о тех болячках, которые есть сегодня в социальной жизни. И если не заниматься их лечением, то происходит подобное.
Да, мы, специалисты, видим, что ситуация в одном регионе – зеркало того, что происходит повсеместно. Но та паника, которая поднимается и поддерживается интернет-СМИ, это худшая реакция. Нужно трезво смотреть на ситуацию, обсуждать, видеть в этом проблему, но не возводить ее в ранг масштабной.
Уверена, что информация о преступлениях, которые совершают подростки, вообще не должна попадать в интернет, распространяться она должна строго среди ответственных лиц. Почему? Потому что для одних это погружение в депрессивность, для других – демонстрация, как стать знаменитым и иметь власть над всеми.
– Можно ли подобного ждать, к примеру, в Орске?
– Нет. Если мы все сделаем правильные выводы.
– Возможна ли профилактика агрессивности подростков, и насколько реально начать работу по коррекции поведения, которое представляет угрозу?
– Я задам встречный вопрос: возможна ли профилактика агрессивности подростков, если в городе один детский и подростковый психиатр? Я уже не говорю о психотерапевтах. Их нет. Орск всегда отличался сильной командой школьных психологов, но ведь глубокое консультирование и коррекция не в их силах по объективным причинам. А психологи, которые работают вне образовательных учреждений, – где они? Сколько их? Число обращений с детьми и подростками, психическое состояние которых неустойчиво, с каждым годом увеличивается. Может, стоит нам, специалистам, найти друг друга? Выйти из подполья? Разместить информацию в одном месте обо всех точках в городах Орске, Новотроицке, Гае, где могут оказать квалифицированную психологическую помощь.
Есть разные типы агрессивности детей и подростков. Об этом должны знать взрослые (родители и педагоги), потому что только они могут изменить ситуацию. А у нас порой шарахаются от таких детей, родители уже на уровне детского сада объединяются против них.
– Какие советы можете дать родителям, которые боятся за здоровье и безопасность своих детей в школе?
– Всем успокоиться. И родителям в первую очередь. Такие события, если они вышли на первые строчки новостей, обязательно надо обсуждать с подростками. С точки зрения готовности к экстремальной ситуации. Как вести себя, как обезопасить? Найдите советы профессионалов, обсудите их вместе.
И еще. Следует помнить, что в группе риска может оказаться любой ребенок, ограниченный в родительском внимании, заботе и любви. Давайте учить детей сопереживанию с малолетства. А родителям подростков надо учиться диалогу с ними. Пользуясь случаем, приглашаю в Центр на наши встречи с родителями, где мы моделируем трудные ситуации в общении с детьми и находим решения.
Константин Мусафиров