Не нравится – выходите!
На спидометре 100 км/ч. В салоне тишина. Все курят бамбук и молчат. А что сотрясать воздух, если в ответ все равно услышишь: «Дороги отвратительные», «График не позволяет» или вовсе «Не нравится – выходи!». Это фразы, которые чаще всего слышишь от маршрутчиков в ответ на замечания.
Я до последнего оправдывал доброе имя шоферов, пока не сел в «газельку» с табличкой «25». Это был треш. Некоторые боятся летать в самолетах. Как подсчитали статистики, за 100 лет пассажирской авиации в мире в авиакатастрофах погибло 150 000 человек. Только вдумайтесь: причиной гибели полутора тысяч человек в год из 7,7 миллиарда живущих на всей Земле стал самолет. Между тем только в Орске в 2018 году 10 человек погибли в ДТП.
Так вот, мы летели на бреющем. Испуганная пассажирка рассказала, что сейчас только пересела из 37-й, потому что водитель устроил гонки с коллегой. «Ехали мы не очень быстро, но вдруг мимо прошла маршрутка «16а», – поделилась женщина. – Не поняла, что произошло между водителями, но началась гонка. Представьте, у нас полная «газель» детей, а водитель устроил соревнование! Мы чуть не разбились, когда машину едва не перевернуло на рельсах. Когда пассажиры стали ругаться, шофер пробурчал сквозь зубы, мол, наш брат борется за каждого пассажира, а кому не нравится – пусть выходит на следующей остановке. Мы с ребенком, конечно же, вышли».
Покинули они одно маршрутное такси, чтобы пересесть в другое, водитель которого тоже борется за каждого пассажира. Когда маршрутчик резко затормозил перед пешеходным переходом на Второй Садовой и пассажиры с заднего ряда оказались на коленях у пассажиров переднего, наше терпение лопнуло. В ответ на ругань водитель молча снизил скорость, но не намного. Нас так и кидало из стороны в сторону при каждом повороте до самого Гудрона.
Обратно ехал тем же маршрутом – иначе из этой части города не доберешься. Разговорился с газелистом, рассказав о своих приключениях по дороге в поселок Степной.
– Действительно, ситуация с транспортом у нас в городе непростая, – согласился уставший водитель средних лет. – Пассажиры не в восторге от езды, но и нам приходится несладко. Поймите, работаем по 15-16 часов в сутки. Весь день на жаре. Некоторые умудряются ездить без выходных. Прибавьте к этому конкуренцию. За три или четыре остановки я должен набрать полный салон людей. А как это сделать, если другая машина чуть ли не за моей спиной?
Признаться, когда мой собеседник произнес несколько раз слово «конкуренция», меня словно током пронзило. Получается, что у них борьба за выгоду, а на кону моя жизнь? Про маршрутчика в образе многорукого бога Шивы, который одновременно ведет машину, разговаривает по телефону, курит, отсчитывает сдачу, пьет кофе и отвечает на вопросы, народ давно понаделал карикатур и понаписал фельетонов. Почему бизнесмены перекладывают вопросы маркетинга на плечи шофера – вот это непонятно. И, мягко говоря, несправедливо по отношению к пассажиру, который платит. Сами же водители получают тысяч 20 в месяц.
– В 2000 году, когда я начинал работать, было лучше, – комментирует мой собеседник. – Мы перевозили свыше 600 человек в день, а сейчас – только 300. На мой взгляд, такой спад произошел из-за миграции. Люди уезжают, поскольку в городе нет работы, а те, что остаются, качают права. Ну, а мы что? Мы терпим.
Удивительно, но терпим и мы, подумал я, но скромно промолчал. А что еще оставалось делать человеку, понявшему всю безысходность своего положения? Я как пассажир могу просто не доехать до дома. Конечно, никто из нас не застрахован от несчастных случаев, но когда аварии происходят из-за пресловутой конкуренции, это уже свинство чистой воды.
Классический вопрос: что делать? Есть у меня знакомый, который недавно попал в аварию. За рулем, по его словам, сидел не водитель, а настоящий зверь. Мужик гнал всю дорогу, нарушая правила дорожного движения: выезжал на встречную полосу, подрезал конкурентов (будем называть все своими именами), матерился во всю глотку. Итогом поездки стала авария. Чудом никто не пострадал. Но и молчать люди не стали. Они написали жалобы во все инстанции. И правильно сделали.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ ПОВЕДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ ЗА РУЛЕМ
Администрация г. Орска, транспортный отдел:
г. Орск, пр. Ленина, д. 29,
тел. 25-23-79.
Роспотребнадзор:
г. Орск, пер. Неженский, д. 3а,
тел. 26-99-77.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД):
г. Орск, ул. Пионерская, д.1,
тел. 26-63-63.
Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН):
г. Орск, ул. Тагильская, д. 44,
тел. 21-74-44.
Счастливой дороги!
Владислав Логинов,
внештатный корреспондент