Откройте, полиция!

Многих жителей Старого города Василий Васильев знает в лицо. Еще бы: за 6 лет работы старшим участковым в районе ему довелось познакомиться с тысячами людей.

К нему идут с жалобами и вопросами, звонят днем, а порой и ночью, да с такими сообщениями, что приходится мчаться на место, чтобы предотвратить преступление.

Мы решили своими глазами посмотреть на работу участкового и вместе с майором Васильевым отправились на дежурство. На часах девять утра – время получать табельное оружие, хоть пользоваться им приходится крайне редко.

– Главное оружие участкового не пистолет, а слово, – уверяет мой «напарник», после развода и профподготовки садясь за изучение поступивших материалов. Их целая стопка. Но Васильев уверяет: это еще немного. Поступила жалоба на дебошира, на подростков, замеченных за распитием спиртного… Преступлений на участке накануне не отмечалось.

А вот и первый посетитель – гражданин Таджикистана, который несколько лет назад приехал в Орск на работу. Сейчас мужчина пытается получить российское гражданство и пришел за справкой. Зарегистрирован в доме, где официально проживает еще несколько его соотечественников. С документами у него все оказывается в порядке. Проверка по базе показывает, что противоправных деяний за мужчиной не числится.

 

Через час отправляемся на участок. То, что ходить предстоит по двадцатиградусному морозу, несколько пугает. Но тут меня ожидает приятный сюрприз: по адресам мы едем на служебной машине. Предстоит проверить нескольких надзорников (недавно освободившихся из мест лишения свободы), а заодно и многодетные семьи, находящиеся на контроле.

В одном из домов проживает семья с дошколятами. В прошлом году, пока пьяная мама спала, трехлетняя дочь вышла из дома и играла на проезжей части. А движение здесь довольно интенсивное. Спасибо неравнодушной водительнице, которая увела ребенка с дороги и обратилась в полицию.

Что интересно, мама начинает пить только тогда, когда рядом папа. Из-за сложной обстановки дома старший сын 16 лет ушел жить к бабушке. О малышах же родительница заботится, пока трезвая. С супругом она недавно развелась, полицейские за ней приглядывают.

Дома женщину с двумя детьми, которым сейчас 4 и 6 лет, не застаем. Василий Александрович делает пометку в блокноте: их обязательно нужно будет проведать в ближайшее время.

В другой семье, которой требуется внимание, восемь детей. Родителей дома нет. Отец уехал на вахту. (Раньше именно к нему, выпивающему и неработающему, возникали вопросы). Мама на работе. Младшие ребятишки находятся под присмотром старших.

Зато в одном из некогда красивых старинных домов, к хозяйке которого периодически захаживают в гости темные личности, в нос, едва отворяется дверь, бьет запах перегара.

– Ты опять за старое! – ругает женщину участковый. – Сколько продержалась? Две недели?

Женщина виновато кивает, оправдывается, мол, гости были, и стыдливо прячет от меня лицо.

Привлекать к ответственности хозяйку дома не за что – детей у нее нет. Пить в своем жилище имеет полное право. Притона здесь не обнаружили. Но смотреть страшно, как человек осознанно опускается на дно жизни.

Участковый долго беседует с женщиной, объясняя ей простые истины. Приходится быть психологом, а куда без этого?

– Главная задача нашей службы – предотвратить преступления. Это легче, чем потом разбираться с их последствиями, – говорит Васильев.

 

Несколько минут в дороге, и мы оказываемся у дома, во дворе которого виден баскетбольный щит.

– Похоже, здесь живет спорт-смен, – предполагаю я.

Но это не совсем так. Дом давно под контролем. К его хозяину приезжают погостить люди, которые избавляются от зависимости. Регистрируются официально, потому к хозяину жилья претензий нет. Здесь не пахнет ни алкоголем, ни табаком, ведь тут не пьют и не курят. Сегодня в доме проживает сразу два надзорника из других регионов. Они встали на учет у Васильева, с ними проводится профилактическая работа. Оба мужчины ранее судимы за разбой.

– По пьяни все произошло, по глупости, – делится один из них. – Устал я от такой жизни. Как административный надзор с меня снимут, поеду на Север вахтой работать.

Второй мужчина на свободу вышел 5 лет назад и решил немного пожить подальше от старых друзей. За решетку попадать больше не намерен.

 

Пока объезжаем с майором Васильевым участок, разговариваем о рабочих буднях. Оказывается, в службе участковых сегодня есть вакансии. Да, рабочий день участкового не заканчивается в 6 часов вечера. Иногда в это время он только начинается. А если человек неравнодушный, выходить на работу приходится и ночью.

– Помню, сплю, и вдруг звонок от жительницы участка, которая проживает с братом-дебоширом, – рассказывает Васильев. – Он неоднократно поднимал на нее руку, а тут выпил и начал бросаться с ножом. Она кричит: «Он вот-вот выбьет дверь и убьет меня!». Ну как я могу дальше спать? Прыгнул в машину и поехал туда. По дороге вызвал коллег. Сам первым оказался на месте. Поговорил с дебоширом, убедил убрать нож. Потом посмотрели – вся дверь была истыкана ножом. Мужчину тогда осудили за угрозу убийством. Он уже вышел на свободу, с сестрой живут мирно, собирается жениться…

Работу участкового не назовешь рутиной. Именно поэтому 10 лет назад Васильев и перевелся в эту службу.

– Мне гораздо интереснее общаться с людьми, чем весь день сидеть за столом, – говорит он. – Я начинал с дознания, но быстро понял, что это не мое.

А коллеги вспоминают случай, когда благодаря Василию Александровичу удалось спасти двух малышей. Пожилая соседка пожаловалась, что ребятишки часто остаются без присмотра, так как их родители пьют. Участковый, приехав на место, обнаружил детей, которые пытались разжечь огонь. В доме было холодно, и малыши решили согреться. Дверь оказалась заперта, а взрослые спали. Пришлось вызывать МЧС и коллег из райотдела.

Героем Васильев себя не считает:

– Это моя работа, – говорит.

 

Каждый день у майора не похож на вчерашний. То у кого-то кур украли, то бытовую технику. Соседи жили себе мирно 40 лет, а потом кто-то решил перемерить территорию, и выяснилось, что забор стоит не так. В ход пошли кулаки… Где-то собака бегает одна, непонятно чья. Приходится разбираться. Немало в районе дебоширов, которые поколачивают своих близких. И своевременное вмешательство участкового в таких ситуациях способно предотвратить большую беду.

Васильеву и в служебных командировках доводилось бывать. Важно, что близкие к такой работе относятся с пониманием. И на участке его знают и уважают. Неспроста в минувшем году ему было присуждено звание народного участкового как победителю областного конкурса.

Желаем майору успехов в работе и прощаемся. День близится к завершению, но дел у него еще немало.

Людмила Светушкова

Фото автора

Spread the love