Падение, которое радует

– Чаще несовершеннолетние совершают кражи, – говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Орска Ольга Данилова. – Это 70 процентов от всех преступлений.

Подростковая преступность, активно набиравшая обороты в минувшем году, пошла на спад. За девять месяцев 2016 года 91  несовершеннолетний совершил 106 преступлений. По сравнению с прошлым годом, уровень упал на 8%. Снизилось количество грабежей и квартирных краж. Меньше зарегистрировано нарушений закона в состоянии алкогольного опьянения. Ни один из задержанных юнцов не находился под действием наркотиков.

Тем не менее, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, регистрируются. У десятерых несовершеннолетних были изъяты наркотические вещества растительного происхождения. А вот синтетических – у подростков обнаружено не было, не отмечено и фактов их употребления – это тоже положительная тенденция.

 

Не ведают, что творят

Специалисты уверены, что снижение уровня преступности стало возможно благодаря системной профилактике,  играет роль и занятость несовершеннолетних.

– В этом году все 9-классники, состоящие на учетах, поступили в колледжи и техникумы, – говорит Ольга Михайловна. – Мы стараемся занять ребят и во внеучебное время В системе дополнительного образования, спорта и культуры функционирует достаточно объединений, в том числе и на бесплатной основе. А бесцельное времяпреповождение зачастую приводит к необдуманным поступкам, совершению правонарушений, и, как следствие, наказанию.

Подростки крадут все, что вызывает соблазн: одежду, деньги, продукты, сотовые телефоны, золотые изделия. Так, недавно  девушка пронесла мимо кассы магазина три модные кофточки. Ее сверстницы попались на краже парфюмерии и косметики.

Еще один юноша, дело в отношении которого рассматривалось в Советском районном суде, в раздевалке спорткомплекса вытащил из кармана чужой куртки айфон. Что любопытно, мальчик из весьма благополучной семьи, неплохо учится. В ходе рассмотрения дела в отношении оступившегося решили не применять уголовное наказание, ограничились мерами воспитательного воздействия.

 

Губит родительское равнодушие

–  Работать приходится не только и не столько с детьми, сколько с родителями, ведь именно их невнимательность и равнодушие приводят к тому, что дети творят, что хотят, – говорит начальник отделения по делам несовершеннолетних майор полиции Елена Морозова. – Многие родители просто не знают, чем живет, чем дышит их ребенок. Недавно мы столкнулись с ситуацией: 15-летняя девочка ушла из дома. Спрашиваем маму: «С кем дружит ваша дочь?» А она лишь пожимает плечами. Причину ухода даже предположить не может. Когда девочку нашли, выяснилось, что она обижена на маму, ей просто не хватает внимания. «Помнишь, я болела, лежала с высокой температурой, а ты со Своим (в доме недавно появился отчим) пошла гулять, меня бросила…» – плакала девочка.

Много ли надо ребенку? Немного внимания, заботы и родительского участия. В семьях, где есть взаимопонимание, дети оступаются гораздо реже. И дело отнюдь не в достатке – гораздо большее значение имеют простые человеческие отношения.

 

50 родителей остались без детей

Если уровень подростковой преступности снижается, то родителей, уклоняющихся от воспитания детей, год от года становится все больше. Возможно, неблагоприятная экономическая обстановка делает свое дело. Люди, оказываясь не в состоянии обеспечить достойную жизнь себе и детям, спиваются… Как бы то ни было, уровень семейного неблагополучия растет.

– У нас на учете стоит свыше 300 семей, находящихся в социально опасном положении– говорит Ольга Данилова. – На протяжении последних лет их число не уменьшается. Суды все чаще дают родителям возможность исправиться, не лишая сразу родительских прав, а ограничивая в них на время (дети в это время находятся в госучреждениях). Лишь единицам удается исправиться. Так, с начала года 21 родитель в отношении 38 детей был ограничен в родительских правах. Случаев снятия ограничения не было. Вместе с тем, к 50 родителям в отношении 55 детей была применена крайняя мера – лишение родительских прав.

Конечно, нет гарантии, что в детском доме ребенок будет счастлив, но там у него может хотя бы появиться шанс на дальнейшую нормальную жизнь.

– У нас на учете несколько лет состояла девочка, периодически совершавшая кражи, – добавляет Елена Морозова. – Мама за ней не следила, пристрастилась к спиртному после смерти супруга. Несколько раз мы пытались вернуть женщину к нормальной жизни, на время забирали младших детей. Это отрезвляло мать, она начинала убираться в квартире, прекращала пить. Но снова срывалась. Недавно старшей дочери исполнилось 18, она находится в СИЗО: за очередную кражу ей грозит срок. Жаль девочку, которую погубила родная мать. Судимость оставляет след на всю жизнь, закрывает перед человеком многие двери. Мы объясняем это подросткам…

Что касается этой семьи, скорее всего, женщину лишат родительских прав и младших детей отдадут в детский дом.

Людмила Светушкова

Spread the love