По ком звенит металлодетектор
Во многих из нас сидит страсть к поиску. И зачастую не так важен результат, как сам процесс раскопок. Будь то поиск красивой одежды или редких марок, монет, книг.
Искать что-то эксклюзивное – это сродни поиску клада, а иногда и есть поиск кладов, как в «Острове сокровищ». Вероятно, поэтому поиск с помощью металлодетектора привлек к себе тысячи людей не только в нашей стране, но и по всему миру. В силу разных исторических причин в Оренбуржье есть что и где искать. Начиная от времени сарматов, эпохи освоения края русскими промышленниками, боев Гражданской войны и заканчивая банальным пляжным поиском.
Любителей металлопоиска можно условно разделить на несколько групп. Самая многочисленная – это «копатели выходного дня», для которых важен скорее сам процесс поиска, нежели желание обогатиться. Металлоискатели у них самые разные – от простейшей и доступной «аськи» (Garrett ACE 150) или современной, технологичной «дуськи» (XP Deus) до таких дорогих моделей, как «зозо» (Minelab CTX 3030). Все зависит от толщины кошелька и личных предпочтений. Цена детектора мало коррелирует с ценностью находок. Многое зависит от удачи и места копки. Есть множество примеров, когда очень дорогие вещи были найдены простейшими металлодекторами. Продвинутые копатели еще имеют с собой пинпоинтер, который существенно облегчает поиск мелких предметов в разрытой ямке.
Есть поисковики, серьезно специализирующиеся на поиске золота. Для этого приобретаются весьма дорогие приборы, но, как гласит молва, при определенном везении все окупается за один сезон. Правда, и риски у этих людей на порядок выше.
Третья группа – это откровенно «черные копатели», которые не гнушаются раскопкой курганов.
Нередко можно встретить и «металлистов», которые занимаются поиском металла, щедро разбросанного по опустевшим полям Оренбуржья. Мне довелось видеть у таких метеллодетектор, где блок управления был в корпусе от мыльницы, а штангой служила рукоятка от швабры. Тем не менее прибор работал и его владельцы успешно находили металлолом.
Археологическое сообщество России крайне негативно относится к любителям металлопоиска и всех относит к «черным копателям». Основная причина – это разрушение культурного слоя, до которого может дотянуться человек с металлодетектором и лопатой. Без контекста научная ценность находок копателей резко снижается. Поэтому ученые мужи считают: пусть лучше металл лежит в земле, дожидаясь настоящих археологов, чем будет изъят непрофессиональными копателями, не принеся зримой пользы для науки.
Один из историков приводил такой пример, что на месте Бородинской битвы многочисленные копатели находят и забирают на сувениры пули. Казалось бы, пуля – ничего не значащая мелочь. Но если бы пули оставались на месте, это позволило бы в будущем более точно построить картину боя, приподняв завесу тайны над неизвестными деталями битвы.
В начале года в Оренбургской области был найден редкий шлем времен Золотой Орды. Его нашел простой местный житель. Но эта редкая находка, без сомнения, подстегнет любителей маталлопоиска пройтись по берегам речки, где она была сделана. И это вновь ставит вопрос о законности подобных действий. Нынешний закон, касающийся лиц, ведущих поиск с металлоискателем, довольно суров и предусматривает огромные штрафы, а в иных случаях даже заключение под стражу. Но на практике все не так сурово.
Местные копатели говорят, что встречи с полицией бывают, но если поиск ведется не на месте известных археологических памятников, то копателей не трогают.
В Оренбургской области широкую известность получили два случая задержания «черных копателей». Первый был в 2010 году в Илекском районе, когда сотрудники ФСБ передали оренбургскому музею золотые и серебряные изделия, изъятые у злоумышленников. Судя по количеству и ценности находок, можно предположить, что ограблено было курганное захоронение или даже несколько.
Второй случай произошел в 2013 году. Тогда также при участии сотрудников ФСБ было задержано 10 человек, осуществлявших приборный поиск в Ясненском районе. У них изъяли 7 металлодетекторов, монеты и наконечники стрел. Задержанные лица были привлечены к административной ответственности.
Любителям покопаться в культурном слое следует помнить, что законодательство подразумевает ответственность не только за незаконный поиск археологических предметов, но и за сделки с ними.
За рубежом, кстати, нет единого подхода к проблеме металлопоиска. В США поиск с металлодетектором разрешен без ограничений. В Израиле, напротив, поиск исторических реликвий без особого разрешения запрещен и наказывается реальными сроками заключения.
А в Великобритании хоть и нужно разрешение, но его легко получить. В случае если найдены золотые, серебряные и иные ценные предметы, о них нужно сообщать государству. Если находки представляют интерес для музеев, то государство имеет право первоочередного выкупа находки у искателя. Музеи ежегодно пополняются интересными экспонатами, археологи получают информацию о месте, где были найдены уникальные артефакты, а любители маталлопоиска получают материальное вознаграждение и в полной мере ощущают свою полезность для науки и для общества.
В мире с помощью металлодетекторов было найдено немало ценных кладов. Одним из самых известных является клад под названием «Стаффордширское сокровище», который был найден в Англии безработным любителем металлопоиска. Он был выкуплен музеем более чем за 5 миллионов долларов, которые поделили между собой удачливый кладоискатель и хозяин земли, где были найдены сокровища.
Хоксненский клад, также найденный с помощью металлодетектора в Англии, был оценен более чем в 3 миллиона фунтов. Именно этот клад в свое время помог улучшить отношения между любителями металлопоиска и профессионалами Англии, так как находка имела огромное археологическое значение.
Сергей Раковский