«Птичка». Орские конфеты открывали все двери
Материалом о знаменитых на весь мир конфетах «Птичье молоко» Орской кондитерской фабрики «Орская газета» открывает рубрику «Чудеса Орска».
Чем славен Орск? Тем, что был центром промышленного востока Оренбургской области? Тем, что к нам заезжал Николай Второй, будучи цесаревичем? Уникальными географическими объектами или залежами поделочной яшмы, равной которой нет в целом свете? Все это вам перечислит любой третьеклассник, поскольку в школах проходят классные часы по теме «Достопримечательности родного города». История же кроется в деталях. Когда мы вспоминаем славное прошлое своего города, то не о порушенных стенах заводов и фабрик жалеем, а о том, что в этих стенах производилось. Сегодня мы расскажем о легендарных конфетах «Птичье молоко».
В 70-80 годы прошлого столетия для любого орчанина настоящим подарком ко дню рождения или на иное торжество было вручение коробки «Птичьего молока» производства местной кондитерской фабрики. Подарили «Птичку» – считай, праздник удался. Чем же орские конфеты выделялись в ряду подобных? Был ли в них, как утверждает молва, секретный ингредиент?
Орские конфеты шли нарасхват по всему СССР, да и за рубежом они пользовались большим успехом. Нередко во время загранкомандировок чиновники везли в Европу «Птичье молоко» Орской кондитерской фабрики коробками. А уж экскурсии по цехам фабрики, которые периодически организовывались для школьников города, становились мечтой всей жизни! Естественно, для посещения кондитерки выбирали тех, кто заслужил трудом, отличной учебой и дисциплиной кусочек сладкой жизни. Ребята лопали шоколадно-зефирные лакомства прямо с конвейерной ленты.
В розничной торговле в те годы купить конфеты «Птичье молоко», «Метеорит», «Еловые шишки», «Арлекино», «Буратино» и «Белочку» было сложно. Нечасто они появлялись на прилавках магазинов, а если таковое происходило в предпраздничные дни, то приходилось горожанину отстоять часа два в очереди, прежде чем прикупить коробку-другую дефицитного продукта. Чаще всего «Птичку» и «Метеорит» горожане приобретали, как тогда называлось, из-под полы. Конечно, можно было добыть через профсоюзные организации, которым ежеквартально выделялась продукция кондитеров для чествования передовиков и ветеранов труда. А вот конфеты «Загадка», «Буревестник», «Ласточка», «Премьера», «Школьные», да и несравненные «Лимонные дольки» почти бесперебойно поставлялись в торговые сети Орска, как и зефир.
В прошлом партийные и советские руководящие работники по секрету рассказывали, что открывали коробкой «Птичьего молока», как волшебной палочкой-выручалочкой, двери столичных партийных и министерских кабинетов при решении сложных вопросов. Отправляясь в Москву, ответственные товарищи непременно брали с собой орскую краковскую колбаску, тушенку, ну и «Птичье молоко», «Метеорит», «Еловые шишки» или «Белочку». Обычно после таких подарков вышестоящему начальству «от всей щедрой орской души» вопросы решались положительно… А нередко министры и их подчиненные сами просили по телефону обязательно привезти знаменитую орскую «Птичку» и прочие шоколадные лакомства. Некоторые из них имели коньячную и спиртовую начинку, например, сливочно-шоколадные конфеты с заспиртованным виноградом или вишней внутри. Пользовался огромным спросом и чистый шоколад Орской кондитерской фабрики. Он представлял собой большой брикет, которого могло хватить на целый класс сладкоежек. Некоторые из горожан называли подобное изделие еще «кусковой шоколад». Незабываемый вкус имел и мармелад, который просто таял во рту.
Помнится, сам брал в поездку в Италию в середине 90-х годов несколько коробок орской «Птички». Когда во время дружеской встречи в одном из кафе Венеции предложил итальянцам попробовать продукцию уральцев, уже через несколько минут коробку опустошили. Потом один из итальянских бизнесменов предлагал приличную сумму лир за коробку «Птички», но она оказалась последней. Порадовать супругу итальянца я тогда не смог, но пообещал прихватить «Птичку» в следующий раз. Однако второй поездки в Венецию не состоялось, да и орской «Птички» больше нет.
А ведь когда-то ванильно-пряный запах кружил голову тем, кто близко подходил к фабрике. Это сегодня конфеты «Птичье молоко» можно купить в любом магазине, правда, производители иногородние, потому что легендарная Орская кондитерская фабрика ушла с рынка по ряду экономических причин и по воле акционеров, которые, видимо, мыслили другими понятиями и категориями.
А начиналось все в 1971 году с полуразрушенного здания высоковольтной электростанции на проспекте Мира, неподалеку от сквера Славы. Набирать работников начали только через год. Тех, кто решил посвятить себя новому кондитерскому направлению, отправляли на учебу на фабрики в Москве и Самаре. В июне 1973 года госкомиссия осмотрела технологическое оборудование фабрики, ход завершающихся проектных работ, а в качестве десерта ей преподнесли изготовленные в цехе розницы конфеты «Птичье молоко». Сердца членов многочисленной комиссии были покорены, и акт приемки подписан. Директором новой фабрики назначили Вячеслава Старкова, прибывшего в Орск с Казанской кондитерской фабрики. В конфетном цехе были смонтированы и апробированы технологические линии отливных и пралиновых сортов конфет.
Как вспоминают ветераны фабрики, на первых порах было несладко. Качество ряда сортов не устраивало. Пришлось совершенствовать технологический процесс, искать свои варианты рецептуры. Поначалу выработка составляла около 500 килограммов продукции в сутки. Когда коллектив перешел на двухсменную работу, то на выходе выдавали до 3 тонн конфет за смену. В дальнейшем бригады кондитерской фабрики довели объем выпускаемой продукции до 14 тонн в сутки. Кстати, упаковку орчане делали сами – работал цех упаковки.
В коллективе кондитерки уже в 70-е годы трудилось до 700 работников. Вскоре фабрику возглавил неугомонный и грамотный специалист Петр Колимбет. Он умел сам работать на полную катушку и мотивировать других. На фабрике соблюдалась строгая производственная дисциплина. Прежде чем кондитер занимал свое рабочее место, проходил строгий врачебный контроль по чистоте, руки обрабатывались специальным раствором, каждое утро работникам вручался чистый халат.
«Птичка» и другие конфеты изготавливались из натуральных продуктов и красителей, а не химических, как сегодня принято на большинстве фабрик. Бочки со сгущенкой, мешки с какао и орехами располагались в производственных цехах и на складе.
«Птичье молоко» на технологической линии проходило несколько этапов проверки на качество, определялось, нет ли на шоколадном покрытии надломов, да и сама конфета не должна была быть мокрой, глазурь требовалась выдержанная и промешанная по всем технологическим нормам. Если температура не нарушалась, то «Птичка» всегда блестела.
Кстати, птичьего молока на самом деле не существует, хотя оно воспевалось греческими философами и народными славянскими сказками. В древних легендах рассказывается о райских птицах, которые вскармливали птенцов молоком. Если человек выпьет этого молока, он сможет противостоять всем болезням и врагам. Но то сказки и легенды… А орским кондитерам удалось совершить маленькое чудо, ведь особо искушенные иногородние любители лакомства утверждали, что орская «Птичка» изготавливается только из чистого птичьего молока.
Первые сложности у местных кондитеров начались в конце 80-х годов, в период политических перемен в стране. Продолжились в 90-е, когда на смену директору Петру Колимбету пришел новый руководитель Анатолий Фролов, начавший процесс акционирования. А в начале нынешнего века некогда прославленная фабрика стала рынком.
Искусственно подрезанные орской «Птичке» крылья останутся укором экономическим потрясениям в России, которые катком прошлись по предприятиям Орска. А неповторимый вкус орского шоколада сохранился в памяти людей среднего и старшего поколения. Одно из чудес Орска вошло в историю города и региона, но безвозвратно потеряно.
Константин Мусафиров,
корреспондент
Фото из архивов Орского краеведческого музея
P.S. Выражаем огромную благодарность руководству и сотрудникам Орского краеведческого музея за предоставленные фотографии для оформления материала.