Совершеннолетний судья
Профессия судьи окутана ореолом загадочности. Каждый день ее представителям приходится принимать решения, вмешиваясь в человеческие судьбы. Мы решили посмотреть изнутри на работу вершителей правосудия и накануне Дня юриста отправились в Октябрьский районный суд, чтобы провести день с одной из самых опытных женщин-судей города Орска Ольгой Радаевой.
Уже 18 лет Ольга Ивановна занимается рассмотрением гражданских дел. Ее рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 5 часов вечера. Но далеко не всегда удается уложиться в этот график.
– Иногда еду на работу, – говорит судья, – и ловлю себя на мысли, что в уме составляю текст решения по делу, которое рассматривала накануне.
В промежутке между утренней планеркой и процессом, который назначен на 10 утра, успеваю расспросить Ольгу Ивановну о выборе профессии.
– Мой отец окончил юридический институт и практически сразу был назначен судьей. Тогда судей избирали народным голосованием, и он из рядовых сразу попал в судейское кресло. Так что об этой работе мне известно с детства. К старшим классам уже твердо знала, что буду заниматься юриспруденцией. Поступила в институт, параллельно работала. Была спортинструктором в «Дельфине», поскольку не достигла совершеннолетия. Потом перешла в юридический отдел на ОНОСе. До сих пор хорошо помню некоторые процессы, в которых доводилось участвовать, будучи юристом. К примеру, процесс, в котором дочь просила признать за ней право пользования жилым помещением после смерти отца. Папа был болен, и женщина долго ухаживала за ним, вселившись в ведомственную квартиру. Суд решил оставить за ней жилплощадь. Тогда было много подобных дел. Организовывались выездные судебные заседания, в ходе которых опрашивались соседи.
В кресло судьи Ольга Ивановна попала в 27 лет, уже после смерти отца, успев поработать в ТЖХ и прокуратуре. По предложению коллег подала заявление – и ее кандидатура была одобрена, решение о назначении подписал президент. Теперь она не мыслит своей жизни без этой работы, хоть и признается, что в последнее время дела становятся все сложнее. Если раньше многие из них были связаны с приватизацией и определением долей, то теперь все больше возникает споров, связанных с защитой прав потребителей, включая споры, связанные со страховыми компаниями – о возмещении ущерба от ДТП, а также с оспариванием действий должностных лиц и другие.
Процесс, назначенный на 10 утра, как раз связан с ДТП. Виновник оспаривает сумму, затраченную пострадавшей стороной на ремонт, считая, что 90 тысяч рублей многовато для иномарки, ровесницу которой можно купить за такую же цену. Казалось бы, в данном случае ущерб пострадавшей стороне должна выплачивать страховая компания, но виновник аварии признается: не успел застраховать автогражданскую ответственность.
Заслушав стороны, судья удаляется для принятия решения в совещательную комнату. Мне туда, как и другим посторонним лицам, доступ запрещен. В томительном ожидании стороны ждут вердикта. Сидят тихо, не бросая друг на друга косых взглядов.
Судья выносит решение: приостановить производство по делу, назначить проведение независимой экспертизы для оценки стоимости ремонта.
– Подобных дел очень много, – комментирует Ольга Ивановна. – Ситуации, когда человек после купли-продажи не застраховал автомобиль, не редки. По разным причинам люди откладывают оформление ОСАГО и в случае ДТП вынуждены сами возмещать ущерб. Как правило, если ОСАГО нет, оспариваются суммы ущерба. При наличии страховки бывает, что машина не была доставлена на осмотр, страховая компания утверждает, что отправила владельцу машины соответствующее направление. Начинаешь знакомиться с документами – и выясняется, что доказательств этому нет. Все чаще в последнее время встречаются дела о ДТП, где страховая компания оспаривает сам факт наличия аварии, указывая на ее фиктивность.
Следующее заседание назначено на 12.00. Рассматривается дело о восстановлении срока для принятия наследства. Девочка, находившаяся под опекой, выросла, и теперь ей должны передать жилплощадь. Процесс проходит мирно, хотя далеко не всегда бывает так.
– Самыми конфликтными оказываются дела, когда родственники делят недвижимость, – утверждает Ольга Ивановна. – Такие бывают жаркие споры, столько недопонимания и взаимных обид между близкими людьми!.. А морально сложнее всего, лично для меня, рассматривать дела по ограничению или лишению родительских прав. Стоит перед тобой ребенок лет десяти и говорит: «А я все равно к маме хочу!», хоть та и ведет аморальный образ жизни… И сердце щемит. А условия дома такие, что не может ребенок там нормально жить. Одна девочка 11 лет больше других мне запомнилась. Привели ее в суд представители детского дома уже умытую, причесанную – просто куколка. А матери она не нужна. Жалко до слез. Но понимаешь, что оставлять ребенка матери, если она не исправится, нельзя.
Сейчас папы активизировались. Стали чаще заявлять права на детей. Есть те, кто хочет оставить ребенка проживать с собой, но чаще выражают желание установить порядок общения.
Сегодня у Ольги Ивановны по плану рассмотрение 4 дел. В день у судьи, как правило, проходит до 6 процессов, бывает, назначаются предварительные заседания. И, конечно же, приходится знакомиться не только с вновь поступившими делами, но и с изменениями в законодательстве.
– Работа у нас такая, что приходится рассматривать по несколько сотен дел в год. Нагрузка довольно серьезная. Чтобы при таком количестве не страдало качество, приходится держать руку на пульсе законодательства. Конечно же, хотелось бы уделять больше времени семье, но такова профессия судьи, – говорит Ольга Ивановна.
Наш разговор прерывает помощник председателя. – Знакомьтесь: моя тезка, наш новый судья Ольга Плужникова, – представляет ее Ольга Ивановна. – 29 ноября решением Законодательного Собрания области она назначена мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского района города Орска. За плечами немалый опыт работы в суде. Прошла путь от секретаря судебного заседания до помощника председателя. Получив достаточный опыт и знания, смогла достичь вершин юридической карьеры – стать судьей.
– Не страшно вершить человеческие судьбы? – интересуюсь у молодого специалиста.
– Конечно же, волнение присутствует, но, наверное, и опытные судьи его испытывают, – говорит она. – Ведь осознаешь, что твое решение может повлиять на чью-то судьбу.
– Часто люди считают, что судья обязательно встанет на чью-то сторону, – добавляет Ольга Радаева. – Но мы не имеем на это права. Судья должен быть беспристрастным. Иногда, чисто по-человечески, рассудить ситуацию хочется иначе, но есть закон, и ты, несмотря на внутренний протест, поступаешь по букве закона.
Рассказывая о работе, судья признается, что порой поведение людей в зале судебного заседания, мягко говоря, не соответствует установленному законом порядку. К примеру, насмотревшись телешоу, гражданин начинает вступать в пререкания с кем-либо из участников или берет ведение процесса на себя, что категорически неприемлемо. Судье же приходится действовать как психологу: одному достаточно дать высказаться, другого стоит урезонить.
Уже перед уходом интересуюсь у Ольги Ивановны, как она предпочитает отдыхать.
– Для меня отдых – это домашние дела, забота о близких, – отвечает она. – Сын уже взрослый, учится в институте. По моим стопам не пошел, выбрал профессию, не связанную с юриспруденцией. Дочка еще школьница. Вместе делаем уроки, готовим ужин… Иногда хочется просто выйти погулять на улицу.
– А не было случаев, когда на улице к вам пытались подойти с просьбой решить спор в чью-то пользу? – возникает вопрос.
– Такого, к счастью, не случалось, – говорит судья. – Иногда, бывает, узнают, окликают. Настораживаешься, не без этого, если не можешь вспомнить, в пользу этого человека ты вынес решение или нет. Как-то в магазине подошел мужчина и говорит: «Вы же судья? Помните, меня из дома выселили?». И я припоминаю, что тогда дом остался за женой младшего брата после его смерти, а братьев по иску снохи суд выселил. «Ну, ничего, – говорит он. – Я на вас обиды не держу. Родственники помогли с квартирой и с работой, так что у меня все нормально». Бывает, подходят сказать спасибо. Думаю, люди понимают, что судья руководствуется не личным мнением или чувствами, а законом.
Наша встреча проходит в канун Дня юриста, и Ольга Ивановна поздравляет коллег с профессиональным праздником.
– Пусть работа приносит удовлетворение, – желает судья. – Тем же, кто только собирается связать свою жизнь с профессией юриста, особенно в судебных органах, хотелось бы пожелать научиться преодолевать трудности, с которыми они неизбежно столкнутся в будущем, сформировать себя как личность, получить достойное образование и постоянно совершенствоваться в этой отрасли знаний.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор