У Христа за пазухой
«А вы сегодня кушали?» – это был первый вопрос настоятеля храма Целителя Пантелеимона во время нашего знакомства.
«Кушала, батюшка». Кажется, отец Александр готов накормить каждого, кто приходит в храм. Позже выясняется, что вовсе не кажется – настоятель и в самом деле готов дать пищу любому изголодавшемуся. И не всякая душа требует хлеба да воды.
Холодильник пропил – одеваться пришел
За храмом Целителя Пантелеимона закрепилась слава очага помощи нуждающимся. И вроде каждый храм готов лечить раненые судьбы, никому не отказывая в уюте, тепле и тарелке горячего супа, но храм Целителя Пантелеимона нечто большее, чем просто храм. Здесь действует гуманитарный центр с регулярно пополняемыми складами – вещевым и продуктовым. Необходимость в этом возникла сама собой. Желание людей помогать соединилось с потребностями тех, кто не имеет в достатке еды и одежды.
– Оказываем прихожанам посильную помощь, почти не ставя никаких ограничений и рамок, – объясняет отец Александр. – Правда, не все принимают это как помощь церковную, благотворительную. Порой норовят пойти жаловаться властям на то, что не подобрали, например, туфли нужного размера. Или откровенно садятся на шею: вчера холодильник пропил, а сегодня одеваться пришел. Спрос на продукты, конечно, выше, чем на одежду. Но тут условие твердое: острая нужда.
За разговором о том, чем сегодня помогает прихожанам храм, мы незаметно оказываемся где-то в недрах приходских помещений. Здесь под гуманитарный склад отведена целая комната. Вещей – до потолка.
– Тесновато, – извиняясь, говорит батюшка.
Да в тесноте ли дело? Людям, приходящим за помощью, не до удобств. Наш визит пришелся на четверг. Приди в выходной, застали бы примерочную гудящей от оживленных голосов.
– Бывает, до 20 человек в день приходит, – сообщает Татьяна Яковлевна, сестра милосердия, исполняющая при храме роль хранительницы склада.
Женщина признается, что старается не просто выдать человеку первую попавшуюся рубаху, а со вкусом подойти к обновлению его гардероба. Татьяна Яковлевна второй год в храме Целителя Пантелеимона. Оказывается, таких как она, тут двадцать человек. Таких – значит неравнодушных к человеческой боли представительниц прекрасного пола, объединившихся в сестричество. По прообразу сестер милосердия создано братство. Сестры и братья трудятся на благо храма, когда у них есть на это возможности и время.
Помощь из другого кабинета
Гуманитарный склад – лишь одна сторона медали. Другая ее сторона, пожалуй, еще более остросоциальная, заключена в помощи так называемым кризисным беременным. Тем, кто отказался от абортов, но жизнь не особо балует их приятными подарками судьбы.
– Одно дело, когда на Марсе бактерию нашли и живым организмом называют, другое – крохотное сердце ребеночка жизнью считать, – размышляет настоятель. – Убийство! Иначе аборт и не назову. Говорят, мол, эти-то за чертой бедности живут, а все рожают. На что им дите-то? Не знаю таких семей, в которых бы дети от голода умирали. Мы сейчас опекаем 13 семей, которые думали об аборте, но в последний момент остановились – и не пожалели о своем решении.
– Как же вы о них, таких семьях, узнали?
– Одним из других храмов порекомендовали к нам обратиться, другие пришли прямиком из женской консультации. В лечебных учреждениях ведется работа с женщинами в предабортном состоянии.
Батюшка называет работу с семьями, отказавшимися от абортов, помощью из другого кабинета. Образно, конечно. Орская епархия выиграла грант во всероссийском конкурсе православной инициативы, благодаря чему и помогает кризисным беременным. Помогают всем необходимым: от памперса до кроватки. За каждой выданной вещью стоит строгая отчетность. В случае с кризисными беременными возможностями гуманитарного склада было уже не обойтись.
– В крупных городах давно есть центры временного проживания для женщин с кризисной беременностью, – продолжает отец Александр. – Но чтобы такой центр организовать, сами понимаете, сколько трудностей нужно преодолеть.
На ком печать православия
А еще в храме действует общество трезвости. Мужики не пьют, потому что на это просто нет времени. Некогда пить. Такое бывает, когда правильно организован досуг, и рука не тянется к стакану, потому что занята полезным делом. Отдельный пласт работы – помощь онкобольным. Так уж вышло, что через дорогу от храма расположен онкологический диспансер, и людям с диагнозом «рак», так же как и их родным, требуется помощь в поиске душевных сил. Им нужно не сломаться под тяжестью жизненных трудностей. Но любая помощь – неважно, кому помогать, – была бы невозможна без человеческих ресурсов.
– Сестричество и братство, образовавшиеся при храме, это пример искреннего желания помогать людям, – отмечает батюшка. – Сестры и братья – люди воцерковленные, на каждом лежит печать православия. Милосердие вообще сильно меняет человека. Но наша задача – не становиться сиделками для пожилых людей, если речь идет о помощи на дому. Наша цель – помогать духовно. И только тем, кто этой помощи ждет и ищет. Когда появился гуманитарный склад, помогать стало проще. Теперь не нужно ломать голову над тем, как одеть нуждающегося, – вещи есть. И еда есть. И люди есть, которые несут все, что может помочь ближнему. Главное – помнить: нести не то, что выкинуть не жалко, а то, что может пригодиться.
За время нашего разговора к батюшке подходили люди: спрашивали, уточняли, накоротке что-то обсуждали. Оказывается, в храме есть еще и добровольцы. Они не берут на себя никаких обязательств, просто приходят в любое время. Уже на улице отец Александр ведет нас к строящемуся корпусу. Кстати, в строительстве заняты те же добрые люди, которым не жалко на это ни сил, ни энергии.
– Строим новый «дом» для гуманитарного склада, – поясняет настоятель. – Здесь и вещи, и продукты разместим – места хватит. Еще и парк на территории хотим обустроить. Уже заложен первый камень в строительство нового храма на приходской черте. Забот, вообще-то, хоть отбавляй.
– Батюшка, а зачем строительные леса у действующего помещения храма? Ремонт, реставрация?
– Да ведь пока одно строим, другое ветшает, – шутит тот.
…И все-таки не получилось уйти из храма без еды. Отец Александр угостил свежей выпечкой и добрым словом. Собственно, что человеку еще надо? Но настоятель уверен: чтобы в душе наступил мир, одних благих мыслей недостаточно. Нужно действовать. Действовать во благо.
Екатерина Бастина, фото автора