За тех, кто в поле: фермеры поднимают село
Коров в своем стаде Алибек Хангельдинов не спутает с десятками других таких же животных. Может уверенно указать на мать каждого из телят.
Он с особым участием говорит о судьбе приплода в нынешнем году. Поголовье скота заметно растет, и это не только результат нелегкой работы. Каждая новая голова в хозяйстве – пример целевого использования средств гранта, полученного на развитие хозяйства.
Скотоводов будят первые петухи
Любимым делом нужно гореть и гордиться. Алибек Хангельдинов – собственник стада из 200 голов и первый в своей семье владелец крупного поголовья скота. Держать хозяйство для жителя пригородной Ори всегда было делом привычным, как и для большинства соседей-посельчан. Только 6 лет назад это переросло в нечто большее, чем просто личное подсобное хозяйство.
В 2011 году молодой фермер встал во главе крестьянско-фермерского хозяйства, и все, что касается животноводства, стало не частью его жизни, а самой жизнью.
Держать хозяйство для жителя пригородной Ори всегда было делом привычным, как и для большинства соседей-посельчан.
– В этом году родились 75 телят, потеряли всего двоих: один был мертворожденным, другой умер от болезни, – рассказывает Алибек. – Отел происходит зимой. В холодное время года животные содержатся в помещении, а примерно с середины апреля и до снега пасутся на поле. Рабочий день у скотовода начинается с первыми петухами, заканчивается поздно вечером. Без трудностей, конечно, не обходится, но куда без них? Та же болезнь может нещадно покосить поголовье. Для нас большим плюсом является возможность самостоятельно заготавливать корма. Сейчас идет сенокос. Лето – это вообще время интенсивной работы.
С реализацией мяса проблем нет. Оно расходится по рынкам Орска. Планов по открытию собственной торговой точки для продажи мяса у фермера нет. По крайней мере, пока. Говорит, ему хватает содержания скота.
– А вот о том, чтобы увеличить число голов в стаде, подумываю, – отмечает Хангельдинов. – Но если расширяться, то не намного. Иначе можно потерять контроль над всем поголовьем. В нашем деле, как и любом другом, важно трезво оценивать свои силы.
Желания мало, нужны возможности
В этом году Минсельхоз области объявил ставший уже традиционным сбор заявок на получение грантов сельхозтоваропроизводителями. Претендовать на финансовую поддержку государства могли начинающие фермеры, главы семейных животноводческих ферм, члены сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Размер гранта в отдельных случаях мог превышать 21 миллион рублей. Как стало известно, орские фермеры в этом году не включились в борьбу на получение денег. Одной из причин они называют сложности с защитой проекта по развитию своего хозяйства.
– Действительно, презентовать свое видение развития собственного хозяйства непросто, – подтверждает Алибек Хангельдинов. – Я сам 3 года претендовал на грант. Не отчаивался, когда слышал отказ, дорабатывал проект – и в 2015 году удача наконец улыбнулась. Я представлял развитие семейной животноводческой фермы. На тот момент являлся главой КФХ и подключил к этому родителей. Начинали с малого: 12 голов крупного рогатого скота и 2 единицы техники.
Орские фермеры в этом году не включились в борьбу за получение грантов. «Я сам 3 года подряд претендовал на грант, – говорит Алиьек. – Не отчаивался, когда слышал отказ, дорабатывал проект – и в 2015 году удача наконец улыбнулась».
Надо сказать, что для получения гранта от претендентов требуют не только опыт в ведении подсобного хозяйства, но и собственный капитал. Именно поэтому, как выражается Хангельдинов, нужно рассчитывать свои возможности – на одном оптимизме далеко не уехать. Лично ему грант помог приобрести маточное поголовье скота. Были закуплены 70 телок, которые принесли телят. Чтобы содержать такое количество животных, требовались подходящие площади. Было построено помещение для содержания скота, арендована земля для выпаса коров и телят. Техника приобретена на собственные средства. Сегодня на балансе КФХ под руководством фермера из Ори имеется вся необходимая техника для заготовки грубых кормов, а также КАМАЗ.
Кстати, по данным на начало этого года, в области насчитывалось 7 216 крестьянско-фермерских хозяйств. В это число вошли также предприниматели, занимающиеся развитием сельского хозяйства, и 305,4 тысячи личных подсобных хозяйств, за которыми закреплено 1,49 миллиона гектаров сельхозугодий.
Наш ответ санкциям
Как отмечают в областном министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, поддержка фермерства положительно влия-ет на экономику Оренбуржья. Это не только прямой рост объемов сельскохозяйственного производства, но и вклад в социальное развитие села. За последние 5 лет на бюджетные средства было закуплено 7 267 голов крупнорогатого скота, 3 165 овец, 143 лошади. И это не считая техники – тракторов, комбайнов, грузовых и грузопассажирских автомобилей, оборудования для обработки и фасовки овощей, рыборазведения, комбикормовых установок. Реконструировано, построено, приобретено 87 зданий ферм, складских или производственных помещений. Закуплены семена возделываемых культур, удобрения, земельные участки. Создано около 620 рабочих мест.
Фермер сетует на то, что люди не видят престижа сельхозпрофессий. Он в свое время пробовал работать в городе – не вышло, тянуло в Ору.
Социальная значимость – пожалуй, основной фактор, который учитывается при предоставлении сельхозгрантов. Речь идет, к примеру, о готовности фермеров предложить рабочие места. Хорошо, если территория фермерского хозяйства будет не очень удалена от населенного пункта.
В КФХ того же Алибека Хангельдинова работают 4 механизатора и 3 пастуха. Меньше 15 тысяч рублей никто из них не получает, но в целом большого притока кадров в село нет. Фермер сетует на то, что люди не видят престижа сельхозпрофессий. Он в свое время пробовал работать в городе – не вышло, тянуло в Ору.
Санкции, принятые против России, привели к тому, что в стране был взят курс на замещение импорта. По расчетам аналитиков, на замещение мясомолочной продукции потребуется 7 лет, а хороший урожай овощей и фруктов появится не раньше, чем через 5 лет. Поскольку быстрое развитие сельхозпредприятия невозможно только на средства личного капитала, государство старается стимулировать фермеров рядом программ, направленных на поддержку сельского хозяйства. И пусть одни фермеры не всегда видят в этом реальную помощь своему делу, другие пользуются возможностью вывести свой бизнес на новый уровень за счет государства.
Екатерина Бастина