Жертвы надомной красоты
Чтобы нарастить ресницы дешевле, наша читательница Ольга Зайцева нашла мастера, работающего на дому. Ее не смутило, что процедура будет проходить на кухне, где готовился суп и бегал ребенок. Надеясь на лучшее, она отдалась в руки мастера. И осталась без ресниц.
В погоне за красотой женщины готовы на любые жертвы – омолаживающие уколы, химический пилинг, татуаж, наращивание ресниц, волос и ногтей. Но стараясь сэкономить, некоторые обращаются к людям, имеющим отдаленное отношение к косметологии.
– На макияж каждое утро уходило много времени, – рассказывает Ольга. – В салонах красоты процедура наращивания показалась мне слишком дорогой. По совету подруги нашла мастера в соцсетях – некую Елену. На ее странице комментарии – сплошь положительные. Нисколько не сомневаясь, поехала к ней.
По словам Ольги, после процедуры она чувствовала дискомфорт в глазах, но «мастер» сказала, что это нормально, и дала рекомендации по уходу за новыми ресницами.
– Когда я приехала домой и подошла к зеркалу – просто ужаснулась, – продолжает Ольга. – Новые ресницы слиплись. Как я ни пыталась отделить их друг от друга, ничего не получалось. Испугавшись, побежала в ванную и начала мыть глаза, но стало еще хуже. Набрала номер мастера и объяснила ей суть проблемы. К моему удивлению, она заявила, что я сама виновата – не надо было мыть глаза, и бросила трубку. Я снова стала ей звонить, но она не отвечала. Попробовала написать ей в соцсетях, но Елена занесла меня в черный список. На следующий день, так и не связавшись с ней, я поехала в салон, где мне объяснили, что наращенные ресницы спаялись с настоящими и снять их теперь можно только вместе. Далее меня ждала крайне неприятная процедура: мне практически вырвали мои ресницы, оставив глаза «голыми». Эта процедура влетела в копеечку.
История Ольги не уникальна. Ежегодно сотни девушек становятся жертвами горе-косметологов, практикующих на дому. Изуродованная внешность – далеко не самое страшное, что может случиться после визита к такому «специалисту».
– Так называемая домашняя косметология становится популярнее, и некоторые предлагают даже омолаживающие процедуры, – комментирует ситуацию врач-дерматовенеролог Орского кожно-венерологического диспансера Наталья Платонова. – Клиенты таких надомных «косметичек» не понимают, что подвергают опасности не только внешний вид, но и здоровье. Рекламирующий себя в интернете надомник чаще оказывается не врачом-косметологом, а выпускником двухнедельных курсов косметологии или, в лучшем случае, медицинской сестрой. Последствия таких непрофессио-
нальных вмешательств могут быть необратимыми. Даже если вы пришли в салон красоты на процедуры, требующие медицинского вмешательства, вы вправе потребовать от мастера показать диплом о высшем образовании, лицензию и сертификаты, и вам их обязаны предоставить.
В России существует перечень видов медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, и в нем выделены услуги и работы по косметологии, которые подразделяются на терапевтические и хирургические. А приказ Минздрава № 113 позволяет четко разграничить косметологические услуги, относящиеся к медицинским, от косметических, которые предоставляются в системе бытового обслуживания. В данном случае процедура была косметической, и, по всей видимости, мастер просто выполнил ее некачественно. Перед тем как пойти на процедуру к надомнику, девушка должна была понимать, что в этой ситуации она полностью берет ответственность на себя. Ведь одно дело, когда тебе сделали некачественную процедуру в салоне красоты и ты можешь потребовать от них на законных основаниях возмещения ущерба, и совсем другое, когда ресницы наращивали, грубо говоря, «на коленке».
Александра Одиноченко пострадала от некачественно сделанного татуажа бровей.
– Эту процедуру делала уже неоднократно, но мой постоянный мастер уехала отдыхать, и по совету знакомой я пошла к другому, – рассказывает пострадавшая. – Через день у меня сильно воспалились брови. Они нестерпимо чесались и болели, кое-где сочился гной. На все мои претензии мастер отвечала, что я просто неправильно их обрабатывала после процедуры. Деньги она возвращать не собирается. Когда я пригрозила ей, что обращусь в полицию, она ответила, что у меня нет доказательств, и перестала выходить на связь. А мне пришлось лечиться в больнице. Сейчас остались некрасивые шрамы, про татуаж придется забыть надолго.
– В таких ситуациях нужно обращаться к врачу-дерматологу, который определит, какой вред был причинен здоровью, – объясняет начальник юридического отдела городской общественной организации «Защита прав потребителей» Людмила Галиева. – Затем пострадавший должен получить выписку, где это будет зафиксировано. А уже потом с досудебной претензией обратиться к мастеру, выполнившему работы, с требованием вернуть деньги и оплатить лечение. Если претензия не будет удовлетворена – нужно будет обращаться в суд.
Мастера, работающие на дому, ошибочно считают, что их нельзя привлечь к ответственности, потому как они не выдают никаких чеков и квитанций.
– В этом деле доказательствами проведения процедуры может служить все что угодно, – поясняет адвокат кабинета № 67 Оренбургской областной Адвокатской палаты Александр Дерябин. – Это и переписка в социальных сетях, и свидетельские показания, и запись звонков. И даже если мастер официально нигде не зарегистрирован, он все равно попадает под действие закона «О защите прав потребителей». Кроме того, пострадавший может обратиться в полицию с заявлением о незаконной предпринимательской деятельности. А правоохранители обязаны будут провести проверку и в случае нарушений привлечь мастера к административной ответственности.
Стоимость услуг на дому, конечно же, всегда ниже, чем в салоне. Именно возможность сэкономить заставляет девушек обращаться к «квартирным косметологам». Но стоит ли такая экономия вашего здоровья?
Юлия Виноградова