Дифференцированный подход
Вождение в состоянии алкогольного опьянения продолжает оставаться серьезной проблемой на дорогах. В связи с этим появляются различные инициативы и проекты по изменению и ужесточению наказания за пьяную езду. Одна из них – сделать наказание дифференцированным в зависимости от степени опьянения. То есть, чем выше количество алкоголя в крови, тем серьезнее наказание. Предполагается, что чем более пьяным водитель сел за руль, тем большую опасность на дороге он представляет.
Данная инициатива вызывает много нареканий, несмотря на рациональную составляющую. Еще с советских времен закрепилась четкая установка: пьяный за рулем – преступник, независимо от того, насколько он пьян. Невозможно предугадать, какие беды натворит такой водитель, и нет четкой взаимосвязи последствий и степени опьянения. Так уж редки ситуации, когда слегка пьяный водитель (как говорят в народе, чуть навеселе), пытаясь произвести впечатление на друзей или девушку, устраивает серьезную аварию с жертвами? Бывает и наоборот, когда хорошенько «принявший на грудь» автолюбитель едет максимально осторожно, буквально крадется по дороге, лишь бы никого не задеть.
Стоит отметить, что ужесточение наказания в виде повышения денежного штрафа за езду в пьяном виде перестает давать эффект после определенного рубежа. Все дело в том, что те, кто боится штрафа, будут в любом случае стараться его избежать, неважно, прибавится дополнительный нолик в сумме или нет. Людей состоятельных сумма штрафа вообще мало волнует. Ну а тех, кому в пьяном виде море по колено, заоблачные штрафы вряд ли удержат от рокового шага. Тут, скорее, будет важно, кто окажется рядом и смогут ли они предотвратить пьяную поездку. Другими словами, штрафы, а тем более большие штрафы, должны влиять на сознание водителя, отпугивая его от поездок в нетрезвом виде, но вся беда в том, что алкоголь как раз затуманивает сознание и принимаемые решения идут вразрез с логикой трезвого человека.
Поэтому очень интересен опыт ряда зарубежных стран. Проблема алкоголизма актуальна не только у нас, за рубежом также пробовали различные варианты ее решения, в том числе большие штрафы. Однако в последнее время популярность набирают алкозамки, хорошо зарекомендовавшие себя благодаря своей эффективности. Если водитель попадается пьяным за рулем, то ему в машину устанавливают алкозамок. Чтобы машина завелась, нужно дуть в трубочку, а затем повторять эту процедуру через определенное время, чтобы исключить вариант, когда в трубочку дует другой человек. Профильные ведомства
в России активно изучают этот опыт с целью возможного внедрения данной технологии на территории нашей страны.
Сергей Раковский,
корреспондент