Алкокатастрофа: пьют от бедности
Несколько месяцев назад в нашем городе скончалось трое мужчин, которые отмечали день рождения на крыльце подъезда, тихо попивая настойку боярышника.
Согласно заключению о смерти, все трое отравились метиловым спиртом. Я жила с ними в одном подъезде. Ежедневно, как по часам, мужчины усаживались на крыльцо и стреляли мелочь у прохожих. Даже я пару раз им давала по червонцу. Потом они бежали в ближайший магазин, брали несколько пузырьков боярышника.
А чтобы повсеместную продажу этого пойла запретили, должны были отравиться десятки людей. 75 жителей Иркутска насмерть отравилось средством для ванн «Боярышник», более 100 пострадало. Местные жители приобрели на рынке спиртосодержащую жидкость, которая, как сообщала упаковка, является концентратом для ванн, и употребили ее не по назначению.
В пузырьках стоимостью 40 рублей в итоге обнаружили метиловый спирт и антифриз. В социальных сетях люди выдвигали разные версии: одни называли случившееся терактом, другие – попыткой избавиться от маргиналов, а третьи и вовсе радовались, говоря, что это естественный отбор. Но почему-то никто не задумался, что от этой настойки люди умирали и раньше. Возможно, концентрация метилового спирта там была значительно ниже, а потому люди умирали не сразу, а по мере накопления яда в организме.
Впрочем, таких людей немало. И после их смерти, и после отравления жителей Иркутска некоторые продолжали пить любимую настойку. За 20 рублей мне удалось разговорить одного из местных забулдыг, который представился Валерой.
– Зачем пьешь эту дрянь? – интересуюсь у него.
– А что еще пить? С утра трясет, похмелиться хочется, а в кармане ни копейки. Выйдешь на остановку, рублей 20 настреляешь, пойдешь в ближайший магазин и купишь пузырек. Самогонка дороже, а уж сколько водка в магазине стоит, сама знаешь.
– Сейчас же запретили продавать боярышник!
– Ага, запретили. Как обычно, прихожу в свой магазин и покупаю, сколько надо. Там меня знают, даже в долг иногда дают.
Получается, что клюет народ не столько на боярышник, сколько на цену и градус. Из-за снижения доходов и роста цен на крепкий алкоголь люди все чаще употребляют не предназначенные для питья лосьоны и настойки. Нам удалось связаться с членом комитета по обороне и безопасности Совета федерации РФ от Иркутской области Вячеславом Мархаевым. По его словам, Иркутская область занимает только 70 место из 85 регионов страны по употреблению алкоголя.
– Что самое страшное – эти настойки, согласно действующему законодательству РФ, можно купить в любом магазине, ларьке и даже киоске «Роспечати», – рассказывает Вячеслав Михайлович. – Стоимость – не более 50 рублей за 50 мл жидкости. Ситуация с боярышником шла в общероссийском тренде, на федеральном уровне производство и завоз подобных товаров не были запрещены и торговля шла бойко. По моему мнению, требуется полный запрет торговли данными средствами. Конечно, через некоторое время придут новые продукты на смену боярышнику. Но исчезновение их из торговли даст передышку людям.
После трагедии в Иркутске губернатор Оренбургской области Юрий Берг запретил продажу спиртосодержащих лосьонов и тоников вне аптек. А орские правоохранители провели рейд по местным магазинам, чтобы выявить факты продажи этих лосьонов. И при проверке 150 торговых точек не было зафиксировано ни одного нарушения. Боярышника в Орске нет! Хочется порадоваться. Если бы не один факт… Вчера, зайдя в магазин возле дома, я увидела, что продавец совершенно спокойно отпускает местному алкоголику 5 бутылок перцовой настойки. Город продолжает спиваться…
Юлия Виноградова