Хоть залейся! В Орске работает порядка 40 «серых» АЗС
Центральная кольцевая дорога на выезде из Орска. На обочине припаркован старенький ЗИЛ с бочкой – машина по типу ассенизаторской, на борту табличка с ценой литра 92-го бензина.
Потребитель выигрывает рубля 2-3 на разнице цен пиратских и легальных АЗС. Пока автолюбители возмущаются быстро растущими ценами топлива, предприимчивые бизнесмены открывают точки розлива бензина а-ля «от нашего завода».
Но сейчас на бочках мало кто ездит по дорогам и предлагает бензин по дешевке. А зачем, если можно открыть стационарную точку, прикормить клиентов и работать, не платя налогов и не заботясь о благоустройстве и соблюдении норм? По неофициальным данным, в Орске за последние 2 года открылось порядка 40 «серых» заправок. Зачастую они находятся в непосредственной близости от жилых многоэтажек, располагаются на автостоянках. Назовем только ряд адресов: ул. Вяземская, 45а, ул. Осиновская, 9, ул. Крайняя, 44, ул. Азовская, 2а, Вокзальное шоссе, 24, ул. Ялтинская, 101а, ул. Морозова, 2а, ул. Тобольская, 14, ул. Островского, 36, ул. Союзная, 2, ул. Огнеупорная, 23 и т. д. По локации адресов нахождения нелегальных АЗС можно твердо утверждать, что это проблема не отдельного района Орска…
Некоторые из несанкционированных заправок представляют собой цистерны, при эксплуатации которых не соблюдаются меры противопожарной безопасности в принципе. Нередко в районе этих АЗС можно обнаружить лужицы бензина, а то и метровые бензиновые пятна. Это не только наносит вред окружающей среде, но и чревато непредсказуемыми трагическими последствиями.
В один далеко не прекрасный день может произойти взрыв или крупный пожар, который станет настоящим «бензобоярышником» орского розлива. И тогда наш город вновь зазвучит на всех телеканалах, полетят головы виновных, «стрелочников» и абсолютно не виновных сограждан. В этом случае наводить порядок в бензиновом мире Орска будет поздно. Возникает закономерный вопрос: как это вообще стало возможным? Неужели уроки Перми с пожаром в «Хромой лошади», унесшим десятки жизней, или Иркутска с массовым отравлением псевдобоярышником не служат для всех нас и особенно для властей города и контрольно-надзорных органов грозным предупреждением?
По мнению автомобилистов, с которыми мы пообщались при подготовке этого материала, в большинстве городов Оренбуржья нелегальных заправок просто нет. Что с Орском не так? Почему наш город оказался впереди по числу предприимчивых заправщиков и бездействующих контролеров?
К слову сказать, деятельность пиратских АЗС подпадает под статью 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Грозит штрафом до 300 тысяч рублей или лишением свободы до 10 лет, если последует смерть двух и более лиц.
Куда смотрят блюстители закона?
Горожане не молчат – поток жалоб поступает в органы муниципальной власти, прокуратуру, полицию, МЧС. Люди в первую очередь беспокоятся за здоровье и жизнь своих близких, которые живут рядом с такими «серыми» заправками, ходят в школу и в садик, в магазин и на работу.
– Нам абсолютно все равно, какого качества реализуется бензин, – в один голос заявили горожане, которые проживают в непосредственной близости от несанкционированных АЗС в Октябрьском и Советском районах Орска. – Об этом пусть беспокоятся те, кто там заправляет свой автотранспорт. Нам без разницы, был ли оплачен акциз за топливо и откуда оно приходит в Орск, поступают ли налоги в госказну за подобную торговлю, каково целевое назначение той земли, где ютятся эти АЗС. Это проблемы властей. Мы обеспокоены только одним – собственной безопасностью. На заправках, рядом с которыми нам приходится жить, не соблюдаются элементарные меры противопожарной безопасности. Погибать ради прибыли людей из этого бензинового бизнеса мы не собираемся. Хозяева АЗС игнорируют наши законные права и интересы. На нас, похоже, наплевать всем! Судя по всему, всем правит его величество рубль!
Бочку подогнал и разливай?
К нам попал официальный документ, подписанный руководителем МУ МВД России «Орское», в котором отмечается, что в связи с обращением граждан проводилась проверка, в ходе которой выяснилось: индивидуальный предприниматель М. использовал земельный участок по улице Вяземского, 45а, на основании аренды у гражданина А. Сказано и то, что «деятельность по реализации бензина на данной АЗС не подлежит лицензированию в связи с тем, что АЗС с количеством нефтепродуктов менее 1 000 тонн, согласно приложению № 2 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не относится к опасным производственным объектам 1, 2 и 3 классов опасности, соответственно, требование Федерального Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ… о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожаро-опасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности на АЗС, расположенной по адресу: Орск, ул. Вяземская, 45а, не распространяется». В связи с этим было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении гражданина М. за отсутствием состава преступления.
Вроде, все объяснено строго по закону. Но!
– Одна железнодорожная бочка – это 56 тонн бензина, – прокомментировал руководитель легальной АЗС. – 1 000 тонн, следовательно, это больше 17 железнодорожных цистерн. Так это уже не заправка, а целая нефтебаза! На стандартной АЗС хранится порядка четырех цистерн по 30-40 тонн топлива, а бывает и две по 25. Если исходить из вышеуказанного документа, то в Орске ни одна заправка не обязана получать лицензию.
Кроме того, в документе ни слова не сказано про наличие или отсутствие технической документации и выполнение на этом объекте всех норм СП 156.13130. 2014 г. «Станции автомобильные заправочные», жестких требований пожарной безопасности, а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Несанкционированная заправка продолжает функционировать.
Подумалось, а не найти ли бочку или цистерну и не расположиться ли в центре города, не начать ли делать бензиновый бизнес? Почему бы нет? Исходя из приведенного выше заключения, нужно только получить право на предпринимательскую деятельность. Но это сегодня просто пустяк.
Отделался легким испугом
Было бы неправильно говорить, что контрольно-надзорные органы в Орске от проблемы устранились. Периодически проводятся проверки по осуществлению надзорной деятельности за работой АЗС, ПАЗС и АГЗС, в том числе и нелегальных. Индивидуальным предпринимателям назначаются административные наказания от штрафов от 10 тысяч рублей до приостановления деятельности в виде оптовой и розничной торговли топливом до 90 суток (штраф для них, вероятно, смехотворный, а деятельность этих точек и не прекращается).
Лишь однажды была применена уголовная ответственность судом Советского района Орска по отношению к гражданину Х. По информации пресс-службы суда, за полтора года существования нелегальных заправок этого предпринимателя доход от их работы составил более 41,5 млн рублей, а оштрафовали владельца на 350 тысяч.
Приняли требование «не кошмарить»
Почему у контрольно-надзорных органов столь различный подход к владельцам несанкционированных АЗС?Думается, силовым структурам не хватает «законной жесткости» при принятии мер по прекращению на территории Орска деятельности владельцев нелегальных заправок. Видимо, они с большим вниманием и пониманием относятся к требованию президента России В.В. Путина «не кошмарить мелкий бизнес». Ничего плохого в призыве нашего политического лидера не вижу. Но в высказывании президента РФ не сказано об отмене законодательства при ведении любого бизнеса. И на местах ответственным государственным лицам надо обязательно при этом учитывать и жизненные интересы других жителей, которые в силу обстоятельств оказались поблизости от взрывоопасных точек.
За примерами далеко ходить не стоит. В июле 2016 года в Бузулуке произошел взрыв на автозаправочной станции в здании операторской. Пострадала оператор АЗС. И это произошло на официальной автозаправке! А насколько компетентны и обучены ли операторы на несанкционированных АЗС?
Бизнес бизнесу рознь
Представители официальных АЗС города прямо заявили: они не против здоровой конкуренции, уменьшения стоимости розничной цены на топливо – при условии, что все будут работать в равных условиях. Но от количества пиратских АЗС все в шоке. Никто не поймет, на каком основании работают бензиновые нелегалы.
– Года три назад по городу было две-три таких АЗС, на которых заправляли ржавые машины, – заметил руководитель легальной АЗС. – Таким автомобилистам свои машины не жалко – лишь бы сэкономить трешку. Сейчас у нас на каждую зарегистрированную заправку минимум по одной «серой». Непонятно, почему на них нет управы? Почему и как они вообще годами работают без ККМ, проектных, эксплуатационных документов, экологических экспертиз и норм пожарной безопасности?
Сложно не согласиться, особенно когда речь идет об угрозе жизни и здоровью. Никто не желает дышать бензиновыми парами или оказаться в эпицентре возможного взрыва (при самом трагическом повороте событий).
Редакция нашей газеты намерена и дальше освещать злободневную тему, мы уже направили официальные запросы по работе «серых» АЗС в городе первому заместителю главы Орска Юрию Исаеву и прокурору Ленинского района города Орска Вячеславу Белокурову.
Константин Мусафиров
Сергей Пузырев, фотограф