След: Найти преступника по отпечатку ботинка
23 года назад Валерий Сироткин приехал к родственникам в Орск, отслужив в армии. В середине 90-х вообще было непросто найти хорошую работу со стабильным заработком.
Он понял, что в родном Светлинском районе трудно будет найти себе применение. Но в городе, казалось, сама судьба предопределила его дальнейший путь – молодой парень по совету родных поступил на службу в линейный отдел на станции Орск.
Начинал он в составе патрульно-постовой службы. Приходилось в том числе отправляться в дальние поездки, сопровождая поезда во время рейсов. Уже с самого начала стало понятно, что служба в органах – задача не из простых. Возможно, в глубине души закрадывались сомнения: а правильной ли дорогой иду?
– В один момент – наверное, его можно считать переломным, – меня спросили, знаю ли я, как пользоваться фотоаппаратом, – вспоминает Валерий Викторович. – А я когда-то в юности увлекался фотосъемкой, поэтому, не задумываясь, сказал «да». В ответ услышал совсем неожиданное: «Значит, криминалистом будешь». Я не мог понять, как это вообще возможно, ведь об этой работе я имел весьма отдаленное представление. Меня заверили, что всему научусь в процессе, и перевели в экспертно-криминалистическое отделение на должность техника-криминалиста. Конечно, учиться пришлось практически с нуля. Помогли время, курсы криминалистов в Саратове и мудрый наставник Алексей Викторович Пряхин.
Пятнадцать лет связывали Валерия Сироткина с криминалистикой. Это время прошло в бесконечных выездах. Криминалист оказывал помощь следователю в описании места происшествия, сам участвовал в оперативно-разыскных мероприятиях, следственных действиях. Стояла задача выявить следы обуви, рук, транспортных средств и найти другие вещественные доказательства, которые могли бы указать на преступника. Работу криминалиста тоже трудно назвать легкой, причем в самом прямом смысле слова. В руках у специалиста – универсальный чемоданчик весом около пятнадцати килограммов. В нем – все необходимое для проведения исследования: дактилоскопические порошки, кисточки, ленты, различные смеси и многое другое.
– Однажды получили сообщение о краже рельсов, – рассказывает Сироткин. – При осмотре места происшествия я обнаружил, казалось бы, незначительный предмет – кусочек медицинского жгута. В дальнейшем в ходе оперативно-разыскных мероприятий был задержан автомобиль, в котором нашли аналогичный фрагмент жгута. При сопоставлении обнаружилось, что части совпадают. Это и стало доказательством того, что машина была на месте преступления. А водитель вскоре уже давал признательные показания. Были случаи, когда виновных в преступлении находили по одним только следам рук. Например, изымали следы рук с аккумуляторных отсеков, которые были вскрыты сразу после того, как на сортировку поступила новая техника. Оперативники установили, какая бригада в это время работала на месте случившегося, провели дактилоскопию и выявили рабочего, совершившего хищение.
Валерий Викторович признается, что привычка обращать внимание на следы или какие-то необычные предметы на улице осталась до сих пор. Второй год он уже не держит в руках универсальный чемоданчик, а занимается организационной работой. Предложили перейти работать в дежурную часть – не отказался. Напряженный график службы в экспертно-криминалистическом отделении давал о себе знать. Все меньше оставалось времени на отдых и семью. Сейчас Сироткин ответственен за прием граждан и работу с поступающими обращениями. В сутки таких обращений может быть несколько десятков. Нужно вовремя принять правильное решение, чтобы ни одно из них не осталось без внимания. Много обращений по поводу утери документов и сотовых телефонов в поездах. При поиске не обойтись без помощи начальников поездов. Они оказывают содействие сотрудникам полиции, но не каждый раз удается найти потерянную вещь. Тут все зависит от бдительности самих граждан. Совет простой: не оставлять вещи без внимания и не доверять их малознакомым попутчикам.
Екатерина Бастина