Анатолий Колиниченко: При слове «Орск» учащенно бьется сердце!

Благородное это дело – возводить строительные объекты. Именно им и занимался большую часть своей трудовой жизни почетный гражданин города Орска Анатолий Колиниченко.

Сегодня, 30 октября, Анатолий Федорович отметил свое восьмидесятилетие. Накануне нам удалось встретиться с юбиляром, чтобы поговорить как о делах давно минувших дней, так и о дне сегодняшнем.

– Мне всегда приятно беседовать с орчанами, пусть даже по телефону, ведь Орску отдано 49 лет жизни, – отметил он. – Благодарен родителям за то, что они мне дали жизнь, а городу Орску – за то, что был причастен к его строительству. Я строил город, а он «строил» меня. При слове «Орск» всегда учащенно бьется сердце! Меня не забывают представители горадминистрации, где из старых кадровиков сегодня трудятся лишь двое – Виктор Абрамович Франц и Григорий Васильевич Шаблов. В августе нынешнего года присутствовал на праздновании 282-летия Орска, даже выступил на площади с короткой речью-приветствием. Конечно, многих орчан уже нет с нами, но спасибо им, добросовестным труженикам прошлых поколений, что они построили современный город.

 

– В Орске часто бываете?

– Нередко. И всегда приезжаю с удовольствием. Не только встречаюсь со своими старыми знакомыми, посещаю могилы близких людей, но меня всегда ждут мои «дети» – тот же драматический театр имени Пушкина, который я сдавал в эксплуатацию в качестве прораба, другие известные социально-культурные и спортивные объекты. Да, сегодня экономический спад не обошел стороной Орск, некогда один из флагманов промышленности СССР. За последние десятилетия закрылись многие крупные заводы и предприятия, но хочется верить, что со временем город возвратит свой экономический потенциал. Город дал стране многих известных руководителей. Так, 21 год возглавлял министерство транспорта СССР Евгений Федорович Кожевников; многие специалисты Орска трудились в различных союзных министерствах на ответственных должностях: назову того же бывшего директора «Южуралмаша», а затем начальника главка министерства тяжелого и транспортного машиностроения страны Бориса Федотовича Кулика; не говоря уже о председателе правительства России Викторе Степановиче Черномырдине. В Орске работал уникальный человек, легендарный гидростроитель, начальник строительства Красноярской ГЭС Андрей Ефимович Бочкин. Он в 1930-е годы работал на никелькомбинате, где в период репрессий едва не угодил под расстрел…

 

– Вы и сам посвятили два десятка лет строительству, и на партийной работе большое внимание уделяли вопросам этой отрасли. Приходилось принимать ответственные, а иногда и смелые решения…

– Непростым оказался ввод в середине восьмидесятых годов прошлого столетия дворца спорта «Юбилейный». Строящийся объект был внесен в титульный лист Постановления Совмина СССР, в нем предполагалось обеспечить долевое участие предприятий города в завершении строительства спортивного комплекса. Проблема состояла в том, что большинство наших предприятий были союзного подчинения, самостоятельно руководители не могли принять решение по данному вопросу. И вот в преддверии 250-летия Орска – а я тогда был первым секретарем горкома КПСС – было решено во что бы то ни стало ввести в строй «Юбилейный». Не доставало как минимум двух миллионов советских рублей.

 

– По тем временам сумма приличная.

– Просто огромные средства! Во время апрельского субботника в 1985 году собрал всех директоров и сказал: вы не бузите, а давайте работать! Каждому все было расписано до метра. Пришлось заставлять и требовать. Постепенно идея превратилась в народную. Один из секретарей обкома партии пригрозил мне судом за самовольство, но я ему ответил: можете делать со мной что хотите, но отступать больше нельзя, если не сдадим объект, то наступит полная компрометация органов власти. За неделю до открытия спорткомплекса мне стали поступать звонки из облисполкома с запретами, мол, госкомиссия объект не приняла, а тут намечается сбор пяти тысяч человек. Вдруг что-то случится? И опять: под суд пойдете! Мы сделали все-таки по-своему, провели открытие не на улице, а в самом дворце. Но эпопея на этом не закончилась, еще года полтора искали средства, чтобы исправить недостатки и доработать узкие места.

 

– Такие социально важные объекты, как молодежный центр при ДК нефтехимиков, Дворец пионеров и школьников, а также реконструкция Орского аэропорта и завода сборного железобетона № 2 тоже требовали волевых решений?

– Многие объекты в городе возводились на энтузиазме и понимании директоров заводов. К примеру, аэропорт «Орск». Несколько десятков лет пробивали идею создания аэропорта международного значения. Географическое и экономическое положение Орска, соседнего промышленного Новотроицка подсказывало, что надо возводить не маленький аэропорт для местных авиалиний, а замахнуться на большее. Об этом нам говорили и проектировщики из Алма-Аты, к которым обратились за помощью. Мы хотели, как говорится, замкнуть в Орске транзитные рейсы из Азии и Европы. Хотя объект был включен в перечень малых аэропортов, мы делали все, чтобы возвести аэропорт международного значения. Специально ширину полосы сделали 45 метров, а потом стали пробивать возведение соответствующей полосы в длину для приема самых современных и могучих лайнеров. В последующем аэропорт стал принимать самые крупные самолеты, вплоть до «Руслана». К сожалению, в силу объективных обстоятельств ныне роль аэропорта «Орск» снизилась, но объект имеет важное стратегическое значение в регионе. И хочется верить, что он вернет себе интерес заказчиков дальних авиаперелетов и пассажиров.

 

– Несмотря на солидный возраст, вы продолжаете работать и преподавать.

– Естественно, возраст дает знать, непросто совмещать две работы. Но я привык к напряженному ритму жизни с молодости, а годы, проведенные в строительстве, заложили перспективу созидания. Именно созидания, благополучия и крепкого здоровья желаю всем моим землякам-орчанам! Будем оптимистами!

 

Особое мнение

Леонид Компаниец, председатель Общественной палаты Орска:

– С Анатолием Федоровичем знаком с начала семидесятых годов. Немногословный и ответственный, твердый в своих решениях руководитель. Никогда ничего не решал с кондачка, он обязательно прорабатывал вопрос, анализировал ситуацию, консультировался с грамотными специалистами и только тогда принимал окончательное решение. Помнится, в период моей работы в органах внутренних дел остро встал вопрос возведения пристройки к зданию УВД, но архитектура города отказывалась дать добро – мол, запланирована гостиница. Тогда руководитель отправился на прием к Анатолию Федоровичу (в тот момент он работал в горкоме КПСС), зная о том, что он имеет огромный строительный опыт. Колиниченко правильно воспринял ситуацию, одобрил идею и сразу согласовал с главным архитектором города. Так работники милиции получили столь нужный спортивный зал, тир.

Анатолий Федорович уже четверть века занимается преподавательской и научной деятельностью. Многие его выпускники стали известными в регионе и стране архитекторами и организаторами производства, возглавляют строительные компании.

 

Земфира Адигамова, доцент кафедры архитектуры ОГУ:

– Анатолий Федорович – настоящий профессор, грамотный теоретик и практик, передающий бесценные знания студентам. Его авторитет непререкаем.

 

Справка «ОГ»

Анатолий Федорович родился в 1937 году в Орске. Его знают как строителя, партийного деятеля и ученого. Он доктор технических наук, профессор. После окончания Орского индустриального техникума по специальности «Промышленное и гражданское строительство» Колиниченко с 1956 по 1973 год работал в строительной отрасли, при этом в 1963 году окончил Саратовский политехнический институт, а затем заочно – аспирантуру Челябинского политехнического института.

Свою строительную биографию Анатолий Федорович начал в тресте «Южуралтяжстрой». В качестве мастера он участвовал в возведении в Орске Дома культуры машиностроителей. По окончании вуза начал работать в тресте «Орскжилстрой», пройдя путь от прораба до управляющего трестом.

В 1973 года инициативного, грамотного и ответственного руководителя строителей выдвинули на партийную и хозяйственную работу. В 1984 году Анатолий Федорович возглавил Орский горком КПСС, в 1986 году стал первым заместителем председателя исполкома Оренбургского областного Совета народных депутатов, в 1988 году назначен вторым секретарем Оренбургского обкома КПСС, а в 1989 году – первым секретарем оренбургских коммунистов, был в составе ЦК КПСС вплоть до августовских событий 1991 года, когда партия оказалась под запретом.

После столь значительных политических и социальных перемен Анатолий Федорович перешел на преподавательскую и научную деятельность. С 1991 года преподавал в Оренбургском политехническом институте, а с 1997-го – в Оренбургском госуниверситете. В 1992 году стал доктором технических наук, профессором. Разработал способ защиты конструктивных систем при сверхнормативных динамических нагрузках взрывного характера, применяемый на объектах специального назначения.

Долго являлся исполнительным директором научно-технического центра «Промбезопасность – Оренбург», а в последние 5 лет – советником генерального директора центра. Именно здесь много времени посвящает научным исследованиям. Центр работает по всей Российской Федерации, здесь даются заключения по функционированию опасных объектов, разрабатываются для них регламенты, на специалистах лежит огромная юридическая и человеческая ответственность.

Анатолий Колиниченко – почетный работник высшего образования Российской Федерации, награжден орденом «Знак Почета» (1981 год), изобретатель СССР.

Константин Мусафиров

Spread the love