Коммунальные беды доверяют прокурору

Едва орский природоохранный прокурор Вячеслав Белокуров отметил 25-летие работы в ведомстве, он получил приглашение возглавить прокуратуру Ленинского района. Во второй половине октября нового руководителя официально представили коллективу.

Впрочем, в прокуратуре Вячеслава Александровича и так хорошо знают: на протяжении нескольких лет он работал здесь заместителем прокурора. Про лихие 90-е, коммерцию и чистый воздух мы говорили с орским прокурором.

 

ячеслав Александрович, легко ли вам далось решение о переходе на новую должность?

– Долго не размышлял. Раз пригласили в Орск, решил вернуться в родной город.

 

– Как пришли в прокуратуру?

– Сразу после окончания Свердловского юридического института 1 августа 1991 года. Юристом решил стать, глядя на маму: она работала председателем коллегии народных заседателей.

 

– Начинали следователем?

– Нет, стажером в прокуратуре Советского района. Раньше нужно было какое-то время набраться опыта, прежде чем тебе доверят ответственную работу. Потом меня перевели в следователи. Совместно с милицией занимались раскрытием преступлений. Это сейчас мы не расследуем, а только надзираем, а тогда это тоже входило в компетенцию прокуратуры. Работать приходилось и по 12, и по 14 часов. Это не сериальный штамп, а реальность. Иногда удавалось заехать домой лишь поспать или переодеться. Что говорить, «лихие 90-е».

 

– Тогда было много громких преступлений, потрясающих своей жестокостью…

– Многие из них навсегда остались в памяти. К примеру, жестокое убийство семерых мужчин в районе Привокзальной площади. Прибыв на место преступления, мы передвигались практически по щиколотку в крови. Люди были расстреляны автоматными очередями, крупнокалиберными пулями. Картина ужасающая… Дело нам удалось раскрыть. Виновные понесли наказание. Это были криминальные разборки. Очень много было особо тяжких дел. Случалось, у нас в производстве находилось одновременно 14 дел, из которых 10 – убийства с отягчающими обстоятельствами, изнасилования и нападения на сотрудников милиции.

 

– При такой нагрузке – и физической, и психологической – не хотелось уйти из органов?

– В те времена многие опытные сотрудники прокуратуры бросали работу и уходили кто в адвокаты, кто в коммерцию. Повсеместно были задержки зарплаты, огромная инфляция. Некоторые из однокурсников подались в челночники, возили какие-то товары в Польшу, там ими торговали, а обратно привозили косметику. Я понимал, что коммерция не мое, потому не ушел из прокуратуры даже когда один из друзей предложил платить в 10 раз больше, чем я зарабатывал. Позже меня назначили помощником прокурора Советского района. Затем 7 лет я проработал заместителем прокурора Ленинского района, почти 10 – прокурором Советского, а с 2009 года перешел прокурором в Орскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

 

– Что наиболее значимое для экологии Орска удалось сделать за эти годы?

– Из того, чем можно гордиться: совместно с другими ведомствами удалось доказать неэффективность работы существующих очистных сооружений и необходимость строительства новых. После многократных исков и судебных разбирательств дело сдвинулось с мертвой точки: были найдены средства на разработку и проектирование новых очистных. Надеюсь, скоро начнется и реальное строительство. Кроме того, нам удалось добиться, что крупные предприятия не производят сверхнормативных выбросов в окружающую среду. Выполняя решение суда по нашему иску, Новотроицкий цементный завод, к примеру, установил два пылегазоулавливающих электрофильтра для двух вращающихся печей. Это позволило предприятию существенно снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу – на 30% в год.

 

– Тем не менее выбросы есть, а штрафы за них часто смешные…

– Штрафы одинаковы для всех юридических лиц, будь то большой комбинат или маленький цех. Они прописаны законодателем. Я считаю, что нужно стимулировать предприятия вкладывать средства в реконструкцию производства, приобретение нового оборудования – того же пылегазоулавливающего. Тогда и воздух станет чище. Хотя не только заводы его загрязняют – серьезный вред наносит автотранспорт. Что касается предприятий, в воздухе их выбросы при ветреной погоде довольно быстро рассеиваются, люди ощущают посторонние запахи при неблагоприятных метеоусловиях. Законодательство требует, чтобы предприятия минимизировали выбросы в такие периоды времени, но не все за этим следят.

 

– Какие приоритетные задачи будете решать на новом месте?

– Продолжим работу по надзору за соблюдением законных прав и интересов граждан всеми должностными лицами, предприятиями, организациями. Это и обеспечение жильем детей-сирот, и защита прав предпринимателей, и контроль соблюдения законности при решении других проблем, в том числе в ЖКХ. С жалобами на нарушения в работе коммунальщиков в прокуратуру обращается много орчан. В каждой ситуации будем разбираться. Если это потребует необходимости возбуждения уголовных дел, будем  добиваться мерами прокурорского реагирования.

 

– Чем вы увлекаетесь помимо работы?

– Люблю футбол. Много раз выступал за сборную прокуратуры области. Мой сын, ему сейчас 16, занимался хоккеем, играл в детских, юношеских командах «Южного Урала», защищая честь города в первенстве России. Сейчас вместе играем в футбол. Зимой всей семьей выезжаем в Кувандык кататься на горных лыжах. В этом году собираюсь поставить на них 8-летнюю дочь.

Людмила Светушкова

Spread the love