Остановить рост цен на бензин может только правительство
Критическую отметку в 40 рублей за литр бензина Россия пролетела так стремительно, что именно этой цифры на табло заправок многие и не заметили.
Более заметным окажется повышение цен, поскольку бензиновая составляющая заложена в каждом продукте и услуге.
Уже сейчас сельхозпроизводители области остановили посев так называемых технических культур, таких, как греча, подсолнечник, поскольку при 50 рублях за литр дизтоплива килограмм крупы станет золотым.
– Товарная биржа уже повысила цену на 35 процентов, – комментирует директор топливной компании «Петрол» Андрей Литовец. – Но в этих 35 процентах нет ни транспортной составляющей, ни зарплатной. Каждый день повышали цену, иногда в день по два раза. Соответственно, поднялась цена на заправках. «Газпром» в Оренбурге поставил цену на самый ходовой, 92-й бензин – 42,5 рубля. «Лукойл» еще неделю назад, до обвального повышения, поднял цены на заправках. На газ цена выросла до 21 рубля, на дизтопливо поднялась на 23-24 процента. В понедельник после обеда, впервые за долгое время, цены на торговой бирже стали падать. Произошло снижение на 500 рублей за тонну, тогда как повышение шло на тысячи.
– Понятно, что повышение цен на бензин – это общемировая тенденция, поскольку все покупают продукт и находятся в одинаковых условиях. Но почему мы, живя в нефтяной стране, вынуждены платить за бензин так дорого?
– Основная нагрузка в стоимости бензина – это государственный налог, 60 процентов. Поэтому нефтяникам невыгодно продавать на внутреннем рынке. Нефтеперерабатывающие заводы стараются работать на экспорт. А иностранцы покупают у нас не бензин, а прямогонный бензин-сырец. Зачем им грязь, связанная с переработкой нефти? Они радеют за экологию. Берут сырец, дорабатывают его с помощью присадок – и получают готовый высококачественный бензин. Пока государство не введет квоту на вывоз, так и будет.
– Как компании «Петрол» удается держать цены на своих заправках?
– Мы не хотим потерять клиентов, поэтому используем внутренние запасы, которые, надо отметить, далеко не бесконечны. У нас на стелах стоит цена за литр 92-го бензина 41 рубль, и на входе цена литра – 41 рубль. Если к входной цене прибавить 11 процентов – это заработная плата сотрудников и налоги, содержание машин и предприятия, заложить моржу в районе 2-3 процентов, то стоимость литра и получается 47-48 рублей. Предприятие уже из своего кармана дотирует разницу в цене. Сейчас в компании «Петрол» работает на постоянной основе 148 сотрудников, которым надо регулярно платить заработную плату. И так уже сократились до минимума, сократили коммерческие расходы и позакрывали инвестиционные проекты.
– У вас в соседях располагается заправка без названия и опознавательных признаков. Она как-то умудряется поставить цену еще ниже…
– Это не соседи. Их нет. Это виртуальная заправка. Нельзя по 38 рублей торговать бензином, потому что входная цена значительно выше. Значит, продается либо контрабандный бензин, либо ворованный.
– Но таких виртуальных, как вы говорите, заправок – порядка четырех десятков по городу. И они отнимают клиентов у официально зарегистрированных.
– «Серых» заправок нет больше нигде в России. Они процветают только в Орске. И надо заметить, в генплане Орска значится всего 40 автозаправочных станций, а у нас только нелегальных столько. Они не только располагаются и нелегально работают на территории города, но и скрывают налоги, не делают социальных выплат. Хуже всего то, что они торгуют некачественным бензином. Низкие зарплаты толкают людей на покупку «левого» бензина, и в конце концов автомобилисты будут иметь проблемы с двигателем, что обойдется им куда дороже.
– В официальной прессе прошла информация, что с 1 июля снизятся акцизы на бензин и дизельное топливо.
– Это нефтяникам снизили акцизы. Мы к ним никакого отношения не имеем.
– В понедельник президент России Владимир Путин поручил правительству взять цены на бензин под особый контроль. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая перед членами правительства, заметил: «Вертикально интегрированные компании не должны проявлять эгоизм. Надо, чтобы цены были стабильными, а иногда и снижались». Так когда рядовому потребителю ждать если не снижения, то хотя бы прекращения роста цен на бензин?
– Когда правительство примет решение. Пока на уровне правительства не поставят заградительный барьер либо не введут квоту, чтобы на экспорт было невыгодно продавать, ситуация на внутреннем рынке будет нестабильной. Экспортная привлекательность настолько велика, что заводы моментально повысили цены. Мы уже проходили подобное скачкообразное повышение, поэтому на практическом опыте могу сказать, что ситуация откатится через месяц-два, когда насытится внутренний рынок. Тогда продукт автоматом подешевел. Надеюсь, так произойдет и на этот раз. Сейчас, помимо повышения на торговой бирже, идет искусственное нагнетание ситуации. По всей России закрыли несколько нефтеперерабатывающих заводов на ремонт. Орский НПЗ дней десять не работал, не было 92-го бензина.
Татьяна Петрова,
главный редактор