Праведные люди есть – мир существует

Молдаванин по национальности, епископ Орский и Гайский Ириней, в миру – Сергей Тафуня, душой давно стал русским.

Он благодарен нашей стране за теплый прием молдавского народа, в разные годы нуждавшегося в поддержке дружественного государства. Вообще, архипастырь часто благодарит. Это отличительная черта его характера – уметь принимать благодарность и благодарить самому.

И нам можно поблагодарить судьбу за возможность общаться с таким человеком. Знания, жизненная философия, мудрость, природный интеллект и чувство прекрасного – все это выдает в нем натуру тонкую, чувствующую, духовно богатую. Но поводом для встречи послужили не только личные качества. На днях владыка презентовал свою книгу. Около десяти лет собирались материалы для этого труда, цель которого – представить религиозный взгляд на многие проблемы современности.

 

– Владыка, так о каких проблемах в книге идет речь?

– Эти проблемы охватывают довольно протяженный временной период. Так, к примеру, в стремлении объяснить понятие смертной казни я обращаюсь к истории Древней Руси. А давая свою оценку политическим настроениям в стране, провожу историческую параллель с периодом правления князя Владимира. Сразу после принятия Крещения он заявил, что готов всех простить. Но за этим последовал разгул преступности, и только представители Церкви, обращаясь к князю, дали трезвую оценку его решению: «Если вы очистились, приняв Крещение, это не значит, что изменились люди вокруг вас». Меня иногда спрашивают, считаю ли я верующим Владимира Путина. Знаете, в Византийской империи был обычай, когда во время коронации императора патриарх Константинопольский вручал ему мешочек с землей со словами: «Государь, ты должен помнить, что ныне возведен почти в Божественную славу, но пред Богом ты просто человек среди других людей. Все мы взяты из земли, все в землю и вернемся». Говоря так, Патриарх давал понять новому правителю, что многие цари и архиереи погибали на этом пути, если забывали свой народ, забывали служить ему. Человеком нужно оставаться всегда. Независимо от статуса. И тогда окружающие ответят взаимностью. Мне кажется, в этом плане оценка личности политического лидера очевидна.

В книге я также пытаюсь дать объяснение событиям 1917 года. Героями или антигероями являются для нас те, кто совершил переворот, и можно ли было определить другой исход для царской России? Помимо этого я с религиозной точки зрения стараюсь рассуждать о разных сторонах вопросов кремации, суррогатного материнства, миграции и других проблемах, широко обсуждаемых в обществе.

 

– Но многие из этих вопросов являются вечными. Можно ли давать на них ответ?

– Безусловно, книга, которая может дать ответ на все вопросы, одна. Это – Евангелие. Я же в своей книге пытался озвучить точку зрения на вопросы, которые мне чаще всего задают во время различных встреч. В какой-то мере я помог себе и окружающим обозначить точку зрения Церкви на проблемы, которые будоражат общество. Книга в первую очередь ориентирована на людей думающих. Это все слои общества, не обязательно прихожане. Скажем, для студента важно знать несколько точек зрения на одни и те же явления, чтобы обозначить свой взгляд на этот процесс. А верующие, возможно, избегут ошибок, зная о позиции Церкви по тому или иному поводу.

 

– Вы родились в верующей семье. Желание искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, – оно из детства?

– В книге я благодарю людей, которые влияли на мое воспитание. Это и родители, и священнослужители, которых я имел счастье встретить на своем жизненном пути, и преподаватели духовных школ. Все они меня учили мыслить, рассуждать, но главное – с добром в сердце относиться к ближнему. Если бы в тех же московских духовных школах, где я обучался, мне пришло в голову по-разному вести себя с окружающими, сразу бы услышал: «Пред Богом равны все». Любого человека в жизни нужно воспринимать так, словно тебе его послал Бог, значит, через него ты должен что-то узнать о себе, о других, стать лучше, помочь и ему.

 

– И все-таки, как семья влияла на ваше духовное развитие?

– С малых лет, сколько себя помню, с родителями мы вместе молились. Когда в нашем селе кто-то умирал или случалось другое горе, к нам в дом приходили люди и просили прочесть Псалтырь. Я знал о ревностном отношении отца к вере. По обрывкам фраз, взглядам людей понимал, что за этим может скрываться гораздо большее. И только много лет спустя, работая в архивах, я нашел сведения о том, что отец ходатайствовал об открытии храма в селе. Вероятно, его мужество укрепило меня в вере. Хотя я сомневался, ступать ли на путь священнослужителя, смогу ли защищать интересы Церкви…

 

– Надо полагать, родители поддержали ваше желание посвятить себя служению Богу?

– Родители узнали об этом желании последними. После школы, обучения в училище и службы в армии я стал студентом вуза в Кишиневе. Всегда хотел быть учителем. Учитель для меня – это почти святой. Но когда нашу группу отправили на уборку овощей и фруктов, я не увидел в лице своих преподавателей того, чего желал видеть в учителе, наставнике, и разочаровался в них. Оставил первый курс истфака и отправился в Ново-Нямецкий монастырь послушником. Поступил в семинарию при монастыре, а затем поехал на выходные к родителям. Когда нужно было уже возвращаться, положил перед родителями справку о зачислении со словами: «Вы знаете, где меня найти». Папа с мамой сначала недоумевали, удивлялись, но приняли мое решение и одобрили. Чуть позднее я понял, что больше знаний смогу получить в Московской духовной семинарии, и отправился в столицу России. На вступительных экзаменах в Московскую духовную семинарию меня спрашивали: почему бы не учиться в Кишиневе? Я отвечал, что здесь, в Москве, есть духовная академия. Уже тогда понимал, что нужно для получения глубоких знаний. И не ошибся. В семинарии и академии я научился глубоко рассуждать и думать над содержанием книг, работать с первоисточниками.

 

– Теперь уже вы на лекциях со студентами учите молодежь думать, рассуждать, философствовать, задаваться целью. Какие надежды возлагает Церковь на молодое поколение, каким она его видит?

– Я благодарен Богу, что он помогает осуществить мечту детства – быть учителем. Своим студентам я всегда даю возможность высказаться. Они знают, что ни политические взгляды, ни религиозные не повлияют на оценку. Я хочу слышать их точку зрения, но при этом прошу ее обосновать. Можно ведь говорить о том, что, к примеру, в созвездии Рака водятся раки. А докажите! Всегда должен быть способ проверить слова.

Общаясь со студентами ОГТИ, я делаю выводы, что молодежь сегодня активная. Их интересуют многие вопросы. На днях группа волонтеров института в рамках «Марафона добрых дел» отправилась в Новоорский район. Они будут проводить различные мероприятия, а также оказывать посильную помощь жителям. Я рад, что чужая боль для ребят становится своей. Если получится, то в следующую поездку – в Адамовский район – отправлюсь вместе с ними.

 

– Сейчас верующими считают себя многие, но поступки не каждого показывают в нем христианина. Чтобы такие люди не занимались самообманом, скажите, на чем основывается христианская вера?

– Ницше сказал: «Был один настоящий христианин, и того распяли». Плохо, что христиане нередко забывают идеалы и имя Христово. Любовь – основа нашей веры. Я говорю людям, чтобы они не стеснялись и не боялись говорить о недостатках Церкви. Если врач оперирует, значит, хочет помочь человеку; если кто-то указывает на ошибки, значит, тоже хочет помочь. Так Господь через этого человека указывает на личные пробелы или недоработки общества. А какими мы должны быть, чтобы не погрязнуть в недостатках? Готовыми прийти на помощь ближнему. Теми, кто молится и за свои грехи, и за чужие. Теми, кто умеет и радоваться, и плакать, и сочувствовать, и делиться. Если праведные люди есть – мир существует. Я рад, что в нашем городе, области такие люди есть.

 

– А насколько сегодня дружественен союз Церкви и власти?

– Отношения с властью у Орской епархии взаимоуважительные на принципах невмешательства. Мы не влияем ни на какие решения, принимаемые первыми лицами города, так же как и они не указывают нам на поступки во внутренних делах. Представители власти могут спрашивать совета, но при этом окончательное решение остается за ними. Действуют и юридические соглашения, преимущественно в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи, в рамках которых священнослужители епархии помогают властям в воспитании и образовании подрастающего поколения. Я рад, что мы оказываемся нужными в этом деле. Наши двери для всех открыты!

Справка ОГ

Будущий епископ Ириней, в миру Сергей Петрович Тафуня, родился в 1971 году в селе Варваровка Флорештского района Молдавской ССР. Учась в семинарии, был пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского. В 1999 году окончил Московскую духовную академию, через десять лет защитил кандидатскую диссертацию. С 2005 года является советником посла Республики Молдова в РФ, с 2009 года – духовным руководителем московского православного театра «Живая вода». Решением Священного Синода осенью 2011 года избран епископом Орским и Гайским и направлен на служение в Восточное Оренбуржье.

Екатерина Бастина