Светлана Валикова: «Современной школе нужны оптимисты»

С директором гимназии № 3 Светланой Валиковой мы встретились в приемной, когда с коллегами она обсуждала подготовку к профессиональному празднику – Дню учителя.

А еще в гимназии обсуждают предстоящее участие девятиклассников в пробной итоговой аттестации. Здесь вообще всегда есть о чем поговорить. У людей, которые посвятили себя воспитанию еще вчера первоклашек, а уже завтра – инженеров, врачей, полицейских, программистов, просто не может не быть тем для разговоров.

 

– Один ответственный этап так быстро сменяет другой, что не замечаешь, как летит время, – говорит директор.

Когда она узнает, что нам интересно ее мнение о процессах, которые переживает современная школа, расстраивается:

– Я думала, вы о нашей гимназии напишете… О наших педагогах. Без команды я как директор бы не состоялась.

 

– Беседа и так пойдет о команде. Ведь работа любого образовательного учреждения – это труд коллективный. Сейчас вот много говорят о необходимости вводить инновации в учебный процесс. Как вы с командой на это реагируете?

– Смотря что понимать под словом «инновации». Мы с коллегами, к примеру, развиваем деятельность Школы молодого специалиста. Это помогает учителям, делающим первые шаги в профессии, качественно готовиться к уроку. Той базы, которую дают вузы, недостаточно для работы в школе. Дело не столько в знаниях, сколько в методике преподавания и владении психологическими приемами в общении с детьми.

Работа с одаренными ребятами – тоже процесс инновационный. Система подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам, написание научно-исследовательских работ – все это всегда было частью нашего образовательного процесса. Причем над научно-исследовательской работой трудятся и учителя, а для родителей стало традицией присутствовать на защите работ своих детей. Ребята выступают с проектами на конференции в гимназии, а лучшие из них ждет защита на уровне города, области, страны. На днях дети прибегают и с горящими глазами рассказывают о научном конкурсе, который будет проходить в Екатеринбурге. «Вы за нас?» – спрашивают. «За вас!» – отвечаю.

 

– Не случается, что родители пытаются перекладывать ответственность за знания своего ребенка на педагогов? Мол, уровень гимназии это позволяет – научат любого.

– Вы не представляете, насколько большую роль играют кадровый потенциал – та самая команда, и желание ребенка учиться. А мотивация к обучению у некоторых ребят слабая, и тут во многом вопрос к родителям. Нередко они, видя, как сокращается число бюджетных мест в вузах, а то и уменьшается число самих высших учебных заведений, решают, что и пытаться не стоит получить престижное образование со средними способностями. Мы в ряде случаев уверяем, что ребенку это по силам – нужна лишь мотивация. Если хочешь иметь высокооплачиваемую работу, большие возможности, дом, квартиру, машину и прочие блага, нужно получить хорошее образование. А чтобы это сделать, нужно успешно сдать ЕГЭ. Для этого в свою очередь нужно отлично учиться в школе. Ребенок должен добиваться цели, которую сам поставил. Родители же порой за ребенка думают, решают. А им надо поддерживать детей в выборе, объяснять, что если и не планировать обучение в престижном вузе, то все равно нужно хорошо учиться, чтобы стать рабочим. В самоопределении личности ученика, воспитании его гражданской позиции, формировании ценностной ориентации мы видим одну из главных задач педагогического сообщества.

Важно, чтобы между педагогом и родителями установились партнерские отношения. Введя в обиход новое определение «образовательные услуги», общество спровоцировало распространение потребительского отношения к школе, учителю. Актуальна проблема возвращения взаимного уважения, доверия. К сожалению, уходит еще один важный аспект в отношении к школе – благодарность педагогу за нелегкий труд.

 

– Насколько сегодня привлекательны условия работы в школе для молодых специалистов?

– В нашей гимназии, помимо помощи в методической работе и наставничества старших коллег, мы предлагаем максимальный оклад стимулирующего характера. В течение трех лет платим эту доплату к основному заработку. Но, на мой взгляд, этого молодому педагогу недостаточно. И мы создаем условия для того, чтобы уже после первого года работы он успешно аттестовался на первую квалификационную категорию. Финансово это выражается в повышении заработной платы на 30%. Главное – его мотивация, стремление к профессиональному росту. С этой целью развиваем традицию проведения конкурсов профессионального мастерства среди молодых специалистов. Победителей и участников поощряем денежными премиями.

Сейчас у нас работают 5 молодых специалистов и всеми можно по праву гордиться. Виден большой потенциал, который мы пытаемся развивать. Однако иногда надежды на молодых перспективных учителей не оправдываются. Они по ряду объективных причин, а иногда субъективных, уходят из профессии.

 

– Уезжают в большие города?

– Кто-то, действительно, переезжает в другой город. В той же Москве средняя зарплата учителя-предметника – от 50 до 90 тысяч рублей. У директоров школ – от 70 до 120 тысяч. Конечно, учителя, которые уезжают в крупные города страны, получают в два, а то и в три раза больше, чем в Орске. Но наряду с теми, кто покинул гимназию за последнее время, есть те, кто, наоборот, пополнил наш коллектив. Я имею в виду грамотных профессионалов со стажем Светлану Романович, Екатерину Латышеву, Ольгу Бебину. Все они кандидаты наук и ранее преподавали в ОГТИ. Кстати, Ольга Ивановна недавно вернулась с Мальты, куда она, как и несколько других учителей области, ездила для повышения уровня владения разговорным английским.

 

– А что вы думаете по поводу обязательного ЕГЭ по английскому языку с 2022 года? Насколько возможно при нынешней системе изучения языков в школах, что ученик достаточно овладеет им к окончанию школы?

– В плане подготовки мы спокойны. У нас работают высококвалифицированные учителя английского языка, которые имеют успешный опыт подготовки ребят к ЕГЭ. Другое дело, что, на мой взгляд, ЕГЭ по английскому отпугнет некоторых учеников от старшей школы. Скажем, ученик имеет склонность к физике и математике, и гуманитарные науки ему даются с трудом. Он может решить не испытывать судьбу, сдавая ЕГЭ по английскому, и уйти из школы после 9 класса. Вообще, я считаю, что вводить ЕГЭ по английскому языку как обязательный неверно. Вот за такой ЕГЭ по истории я двумя руками за. Все-таки это наши истоки.

 

– Светлана Леонидовна, чего, на ваш взгляд, больше всего сейчас не хватает современному педагогу для большего успеха в работе?

– Если говорить про учителей нашей гимназии, то они, мне кажется, испытывают недостаток современных технических средств обучения. В связи с кризисом мы три года не пополняли материально-техническую базу, не обновляли компьютерную технику. У нас нет электронно-цифровых лабораторий и многого другого, предусмотренного новыми Федеральными государственными стандартами образования.

Еще всем педагогам, думаю, не хватает времени на творчество и непосредственный образовательный процесс в связи с большим объемом бумажной работы. Да и зарплата играет важную роль. Мы, в провинции, работаем не меньше, чем в столице, но достойного дохода учитель не имеет. Безусловно, в школе выживают оптимисты, ориентированные на духовные ценности.

В преддверии Дня учителя хочу поздравить любимых коллег с праздником и выразить огромную благодарность за их труд. Хочу, чтобы каждого окружали любовь и уважение, верные друзья. Больше идей, энергии и креатива, коллеги!

Екатерина Бастина

Spread the love