В школе № 13 появились моряки
Входя в кабинет директора школы № 13, депутата Орского городского Совета Владимира Литвинюка, ощущаешь морской дух: на стене размещены фотографии и экспонаты, связанные с морем, с Военно-Морским Флотом России, даже президент страны на портрете – в морской форме.
Флот и школа тесно переплелись в судьбе Владимира Владимировича, второй год возглавляющего образовательное учреждение, в котором ныне обучается 845 ребят.
Наш разговор с директором начался с прошлого…
– Родился в Орске, с детства мечтал о покорении моря, поэтому после окончания школы № 50 поступил в Астраханское мореходное училище, – делится собеседник. – Было это в 1982 году. После училища меня сразу назначили третьим помощником капитана, потом старшим помощником, но на этом флотская служба завершилась. Я сходить на берег не хотел, но обстоятельства сыграли против. В неспокойных девяностых мы оказались на территории Азербайджана. В Баку началось преследование армян, которых пришлось эвакуировать из города морем, спасая от резни, устроенной националистами. Мы стояли в центре Баку, участвовали в спасении ни в чем не повинных граждан некогда единого СССР. До сих пор в памяти трагические картины, связанные с распадом Советского Союза. Я – штурман, на берегу для меня вариантов не было. Возвратился к родным пенатам. Устроился на «Южуралникель», работал в плавильном цехе, но понимал, что это не мое. В 1998 году поступил в пединститут, пришел осваивать новое направление в школу № 15, где в то время директором был Геннадий Кухтинский. Преподавал я ОБЖ.
– Скажите, а кто все-таки повлиял на выбор педагогической профессии?
– Скорее всего, мама супруги Людмила Алексеевна, педагог с большим стажем, работавший в школе № 15. За советами обращался к ней, но первый педагогический опыт немного обескуражил. Спустя две недели после начала работы я потерял голос… Ни разу до этого на холодных морских ветрах не терял, а в школе это произошло! Флот, армия – это одно, а работа со школьниками – другое. Отсюда, наверное, минимальный приток в образование военных-запасников, даже в элитные военные учреждения. Без педагогического образования, внутренней мотивации и самосовершенствования ни один офицер не сможет справиться с ответственной миссией – работать с детьми. В классе в среднем 25 человек, и каждый из них личность, и каждый со своим характером, видением жизни, и каждый приходит на урок со своим настроением. Кто-то недоспал, кто-то поссорился с другом, кто-то приболел… Педагог должен учитывать все эти факторы и находить ключик к каждому. При этом надо помнить, что перед тобой ребенок, часто легкоранимый. В этом случае важны педагогические приемы, которые бы играли за учащегося, а не против него. И роль учителя в этом главенствующая, ведь обучающемуся необходимо дать знания.
– Ваша супруга тоже педагог?
– Да, Марина Александровна – учитель русского языка и литературы школы № 1, она кандидат филологических наук.
– Многие родители сетуют, что в сегодняшней российской школе дают недостаточные знания, приходится нанимать детям репетиторов, что обходится семьям в копеечку. Что Вы на это скажете?
– Наша, российская школа находится в эксперименте. Конечно, любой эксперимент имеет свои плюсы и минусы. Много дискуссий в обществе на тему ЕГЭ, который вызывает у некоторых неприязнь и отрицание. Но именно благодаря ЕГЭ многие выпускники из провинции, из сельских школ поступили в вузы, успешно окончили их, обучаясь на бюджетных местах в крупных городах России, в престижных вузах. Знаю это по своей дочери, которая ныне уже окончила Оренбургский медуниверситет и продолжает обучение в ординатуре. Наталья в школьные годы порою допоздна штудировала учебники, выполняя домашние задания. В университете продолжила учиться с полной отдачей, временами до четырех утра изучала темы по профильным предметам. Сегодня без большой самостоятельной работы обучающийся не сможет достичь поставленных целей. По существу, педагог по предмету или репетитор могут помочь школьнику процентов на 25, а остальные 75 процентов – это его ежедневный труд.
– Вы много лет проработали в школе № 27, где успешно функционируют профильные классы медицинской направленности. В школе № 13 есть профильное направление?
– Наша школа предоставляет обучающимся знания, предусмотренные требованиями и стандартами министерства образования России, утвержденными программами. Это применительно ко всем школам страны, а уж определение профильных направлений в компетенции педколлектива и родителей. В школе № 27, где я проработал с 2001-го по 2017 год, развито химико-биологическое и спортивное направление, многие годы успешно функционировал морской клуб. В школе № 13 в этом году по моей инициативе и при поддержке родителей образован кадетский морской класс из пятиклассников. Сейчас в нем занимается 22 обучающихся, из них 3 девочки. Это обычный класс, где с ребятами дополнительно занимаются военно-патриотическим воспитанием. Они изучают основы морского дела, проходят строевую и огневую подготовку. В нашей школе большое внимание уделяется физическому здоровью ребят, функционируют спортивные секции. Баскетбольная школьная команда – одна из сильнейших в Орске.
– Вы работаете в одну смену?
– Школьников с каждым годом все больше. Мы сумели в этом году сохранить односменку, хотя число обучающихся возросло с 778 до 845 человек! В прошлом и нынешнем году у нас было сформировано по пять первых классов, а ведь ранее набирали только по три. Свободной площади практически не осталось, а что будет на следующий год? В Челябинской области из-за наплыва детей в начальной школе уже перешли на работу в две смены. Нам еще предстоит решать эту задачу.
– С каким настроением встречает профессиональный праздник ваш педагогический коллектив? Многое ли Вы изменили в структуре управления и подборе кадров, возглавив школу № 13?
– Для меня это было непростое решение, хотя опыт руководящей работы был. Ничего ломать в конструкции управления в школе не собирался, надо было сохранить все лучшее, что было наработано. Но, конечно, определенные коррективы произошли. В городе обозначился кадровый педагогический голод, поэтому пришлось не один час уделить индивидуальным беседам с нашими опытными учителями, собиравшимися уйти на заслуженный отдых. Многие продолжили работать, при этом взяли на себя повышенную часовую нагрузку, передают свой богатый опыт молодым педагогам. В этом году пополнили коллектив четверо учителей начальной школы. Молодежь перспективная, но ей надо набираться опыта. Сегодня важно сохранить молодые кадры в образовательных учреждениях города, ведь не секрет, что есть много примеров, когда начинающий педагог уже после первой четверти уходил из профессии. Причины разные, в том числе и финансы. Сейчас, благодаря инициативе депутатов горсовета, удалось изменить в сторону повышения должностные ставки педагогам, добавилось к зарплате где-то примерно по полторы тысячи рублей. Хотелось бы большего, но это непросто сделать при дотационном характере бюджета Орска. Считаю, и родителям надо относиться к молодым педагогам лояльнее.
– Владимир Владимирович, разрешите поздравить Вас и всех педагогов с наступающим Днем учителя и пожелать педагогических высот, любви к детям, крепкого здоровья и оптимизма!
– Спасибо!
Константин Мусафиров,
корреспондент