Жизнь солдатская
Многим представителям сильного пола, не имеющим отношения к военным, довелось охранять спокойствие страны во время срочной службы. Мы расспросили известных в городе мужчин, занятых в различных сферах, чем им запомнились армейские годы.
Александр Чернышов, депутат горсовета, директор ЦПКиО:
– В армию меня призвали в 1985 году, попал в войска Дальневосточного пограничного округа, на советско-китайскую границу. Для нас, 18-летних пацанов, перелет на Дальний Восток стал настоящим путешествием – другой край земли, другой климат, лес, тайга, первозданная природа. Дедовщины у нас не было абсолютно. Наверное, она в принципе невозможна там, где люди несут боевое дежурство и автоматы заряжены боевыми патронами. Первые полгода нас обучали в школе сержантского состава, готовили для командования отделениями. В 6.30 – подъем, пробежка, зарядка, завтрак, строевая, изучение техники, сборка и разборка автомата, теоретические и практические занятия. Через полгода нас разбросали по всей дальневосточной границе, от Биробиджана до Владивостока. Я попал в район Хабаровска.
Было интересно посмотреть на китайцев, которые жили в 500-1000 метров от нас, их хорошо было видно с вышки в бинокль. Другой быт, другая культура.
Неоднократно приходилось участвовать в задержаниях. В основном это были рыбаки, которые зимой во время непогоды теряли ориентир или летом их выносило течением. И хоть было очевидно, что это мирные жители, возвращать их домой приходилось через посольство.
От службы остались очень хорошие впечатления.
Отец Александр (Куцов), настоятель храма Преображения господня:
– Мне довелось служить в Таманской дивизии в Первом гвардейском полку. Нашу группу должны были отправить в Афганистан, но отправили в Московский военный округ. Таманская дивизия постоянно участвовала в парадах на Красной площади, проводила показательные стрельбы, демонстрировала тактические маневры перед представителями стран Варшавского договора, НАТО. В армии я научился стрелять из всех видов оружия. Был старшим оператором противоракетного комплекса. Не могу сказать, что я был рад, когда меня призвали, потому что практически забрали со скамьи духовной семинарии, но о полученном опыте не жалею. Время там я потратил не зря, многому научился. Конечно, в те годы была мощная антирелигиозная пропаганда, но Господь устроил так, что мои противники со временем превратились в хороших друзей.
Леонид Компаниец, председатель общественной палаты Орска:
– Я служил с конца августа 1963 года по ноябрь 1966. Сначала попал в Вильнюс (Литовскую СССР). После того как приняли присягу, нас забрали в группу советских войск в Германии. Учебку прошел в танковом полку. У нас были засекреченные в те времена танки Т-62. Потом меня забрали в радиотехнические войска. Служить пошел с ростом 155 см и весом 56 кг. За полгода, при хорошей физической нагрузке, я вытянулся до 168 см и поправился до 68 кг. Занимался спортом, имел 1 разряд по боксу, побеждал в армейских соревнованиях, 18-21 раз подтягивался на перекладине, прыгал через коня, а полоса препятствий была как развлечение.
Как-то вызвал меня командир взвода и спрашивает: «Как смотришь на то, чтобы стать командиром отделения?» Я ему говорю: «У меня почти нет практики». А он мне в ответ: «У нас тут не колхоз, а я тебе не председатель». Так я стал командиром отделения и замкомвзвода. Службу закончил в звании сержанта. Товарищей по службе до сих пор вспоминаю.
Александр Васильев, помощник депутата Государственной Думы:
– После школы я поступил на физмат, но осенью нам с братом (мы – близнецы) пришли повестки из военкомата. Я мог получить отсрочку, но так как хотел испытать себя, оставил институт. Мы попали в Бузулукский учебный полк. Через два месяца 21 новобранца отобрали в ракетную часть. Я служил механиком – электриком расчета пусковой установки, затем стал заместителем командира расчета. Совершил 31 ракетный пуск, в том числе один боевой в Капустином Яре.
Постоянно участвовал в спортивных соревнованиях по военному пятиборью и троеборью, был членом команды по футболу ракетного дивизиона.
Считаю, что армия – это школа для любого парня, школа самостоятельности, где ты совершенствуешься физически и морально, учишься принимать решения. Когда отвечаешь не только за себя, но и за других, начинаешь чувствовать ответственность. По итогам службы получил медаль «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Александр Рагузин, депутат горсовета, директор ООО «ОРТРЭК»:
– Служить мне довелось в 50-километровой зоне от Припяти, в Краснознаменном Киевском военном округе в ракетном дивизионе оперативно-тактического назначения. В мае 1986 года рванул Чернобыль, а 18 ноября нас привезли в часть. Но близость к АЭС не испугала, мы и грибы там ели (кстати, вкуснее грибов, чем в армии, я не пробовал). От службы лишь хорошие воспоминания. На Украине осталось много друзей, общаемся до сих пор. Очень огорчают события, происходящие сейчас у наших соседей. К сожалению, некоторые из сослуживцев перешли на сторону «трезубцев»…
Наш дивизион был образцовым, его показывали представителям дружественных стран Варшавского договора. Уволился в запас я в звании старшего сержанта, был командиром отделения разведки.
Абдрахман Сагритдинов, председатель орского отделения «Российского союза ветеранов Афганистана»:
– Во время срочной службы я попал в Афганистан. С 29 октября по 7 декабря 1979 года мы проходили курс молодого бойца в учебном центре 345-го отдельного парашютно-десантного полка. За полтора месяца до окончания курса, в связи с событиями, назревающими в Афганистане, досрочно приняли присягу и были распределены по подразделениям 345-го полка. 14 декабря в составе двух батальонов самолетами Ан-12 и Ил-76 были переброшены на базу Баграм. Принимал участие в боевых действиях. За мужество и героизм, проявленные в боях с душманами, и вынос раненого офицера с поля боя в мае 1981-го был представлен к «Ордену Красной Звезды». Принимал участие в боевой операции по деблокированию культурного центра города Бамиана, где в скале были вырублены статуи Будды.
Что особенно впечатлило во время службы? Мы попали в другой мир с другим укладом, будто оказались в прошлом. Там люди еще пахали деревянной сохой. Многое осталось в памяти: снежные вершины, горы, грязь, война, нищета, женщины в паранджах, ослы, арбы, разукрашенные машины, свист пуль, разрывы гранат, бандиты, засады и, конечно же, гибель наших пацанов. В памяти все настолько ярко, будто это было вчера.