Художник мыслит не словами, а образами

В этом году у орского педагога и художника Ирины Осиповой знаменательная дата – 40 лет она преподает изобразительное искусство воспитанникам детской школы искусств города Орска.

Открытие персональной выставки в городском выставочном зале – событие тоже не из разряда рядовых. Педагогическое мастерство Ирины Осиповой помогло становлению плеяды профессиональных художников, известных в Орске, в России и за границей. За годы своего творчества она организовала несколько персональных выставок, неоднократно награждалась муниципальными премиями и благодарственными письмами администрации Орска и министерства культуры Оренбургской области.

 

– Вы больше педагог или художник?

– Конечно, прежде всего я педагог. Рисование для меня вторично. Профессиональный художник ставит перед собой одни задачи, учитель – совершенно другие. В живописи я любитель.

 

– Какие жанры искусства вам ближе?

– Интересно все, но рисую в основном натюрморт, пейзаж. Люблю нетрадиционные техники в живописи. Как учителю, приходится ограничивать себя в выборе. Тем не менее, мне необходимо все время открывать для себя что-то новое. К примеру, взять лист бумаги, намочить водой, смять, затем слегка разгладить. Краска ложится уже по-другому.

 

– Вы работали с учащимися разных поколений. Что общего между ними и что их отличает?

– Качество человеческого материала со временем не меняется. Изменяется восприятие детьми окружающего мира. В советское время художка для детей была почти единственным местом проведения досуга. В сложные 90-е годы здесь находили «островки света». У современных детей большой выбор. Современный учитель, прежде чем начать объяснять, должен создать для детей ситуацию успеха. В первый год обучения мы только создаем условия, при которых дети хотели бы учиться. Учим их в первую очередь любить искусство, а не применять различные технические приемы живописи. Научается тот, кто хочет научиться.

 

– Что своим творчеством хотите сказать людям?

– Все мои идеи происходят от моего имени Ирина (в переводе – мирная). Вот мне и хочется всех помирить, чтобы в каждой моей работе был посыл к спокойствию. Очень люблю тему времени: задуматься над прошлым, пожить настоящим, заглянуть в будущее. Когда художник рисует, он словами не думает. Так, работая над портретом, мне важно показать состояние человека. В процессе приходит прозрение. Начинаешь понимать, что рисуешь судьбу человека. Он обязательно кажется тебе красивым, ведь ты видишь человека сердцем, а не умом.

 

– Существует мнение, что творческий процесс – явление необъяснимое, данное свыше. Как это происходит у вас?

– У меня это процесс безответственный и интуитивный. Построен на сплошной импровизации.

 

– Что думаете о вдохновении?

– У меня его так много, что приходится делиться. Когда много работаешь, количество переходит в качество, а результат вдохновляет. Вдохновение в работе приходит, как аппетит во время еды. Тот, кто ждет прилива вдохновения, – не профессионал.

 

– Ваши достижения в работе говорят о правильном выборе профессии? Вы считаете себя счастливым человеком?

– Правильно выбрать профессию – значит не потерять радость в жизни. Я – абсолютно счастливый человек. Я настолько удачно выбрала свою работу, что мне кажется, это она выбрала меня.

 

– Тем не менее, хотели бы что-то изменить в своем прошлом?

– Если в какой-то период своей жизни я осознаю, что мне нужно измениться, я меняюсь. У меня было время творческого тупика, но спасли люди, идеи, книги. Остается стержень. И еще меня никогда не покидало ощущение того, что Господь ведет меня по жизни за ручку. И все же, если б было возможно изменить прошлое, я бы избавилась от лишней робости. Выставку, которая в эти дни проходит в городском выставочном зале, я могла бы показать зрителям еще 20 лет назад.

 

– В чем суть вашего педагогического мастерства, и каким должен быть современный педагог?

– Как ни банально это звучит, современный педагог должен быть прежде всего человеком. И желательно, чтобы он сам пережил негативный опыт. У меня был в жизни период, когда я очень активно переделывала себя. Поэтому знаю наверняка, как научить ребенка преодолевать лень. Когда я наблюдаю, как у ребенка что-либо не получается, вижу в нем себя маленькую.

 

– Какое место в нашей жизни занимает искусство?

– Сейчас искусство в России – в сложной ситуации. Мы учимся выживать, а искусство – это жизнь. Когда человек рисует, он живет, а не выживает. Родители чаще не хотят, чтобы дети выбирали профессию, связанную с искусством, так как понимают, что она не сулит легких путей. В искусстве нужно трудиться в три раза больше, чем в какой-либо другой области, чтобы достичь результата. Но это радостный труд! Своим ученикам я говорю: если в какой-то момент отступил от своей мечты, перестал заниматься любимым делом, то ничего еще не потеряно, и никогда не поздно изменить жизнь.

Александр Ересько

Spread the love