Попадая в музей, картины остаются в истории

Персональной выставкой отметил 65-летний юбилей заслуженный художник РФ, председатель орского отделения Союза художников России Александр Еремин.

Подарив зрителю возможность насладиться прекрасными пейзажами, натюрмортами и сюжетной картиной. Более 60 новых работ разместилось в городском выставочном зале, 35 из них написаны за последние полгода. Сегодня мы говорим с признанным мастером кисти о творчестве, искусстве и приоритетах.

 

– Александр Михайлович, юбилей – это своеобразная черта, которая дает возможность подвести итоги, обернуться назад. Какие события минувших лет считаете наиболее значимыми в своей жизни?

– Событий много. Если говорить о недавнем времени, об относительно свежих достижениях и впечатлениях, – в 2014 году я был приглашен на международный пленэр на Ямал. Со школьных лет представлял себе тундру промерзшей землей, но стоило туда попасть – и представления кардинально изменились. Нас встретили красно-желто-коричневые просторы с обилием растительности, где все иначе, чем в наших широтах: другое небо, другая земля. Мы побывали в деревне Ханты-Мужи, где еще остались ханты. Жили в чумах, ели рыбу, приготовленную коренными жителями. В такой атмосфере писать было  интересно.

В этом же году принял участие во всероссийской выставке «Лики России» в Архангельске, картины на которую отбирал Всероссийский выставочный комитет.

В 2015 году проводил всероссийский пленэр в Орске. На него съехались заслуженные художники страны, поработали здесь, оставили свои картины в краеведческом музее. Годом позже участвовал в пленэре в Староуткинске, под Екатеринбургом.

В прошлом году побывал в Китае. В числе 20 российских художников меня пригласили в Харбин для принятия в академики Китайско-российской академии художеств. Мы побывали на открытиях выставок, в разных галереях. Условия шикарные, все организовано бесподобно. Ранее мне довелось два месяца пожить в Париже, и даже там ничего подобного не было.

 

– В Китае вообще отношение к изобразительному искусству особое?

– Там особое отношение к реалистической школе российской живописи. Китайское изобразительное искусство – это преимущественно пергамент, декоративные росписи, поэтому китайцы выбрали российских художников, тех мастеров, которые могут повлиять на развитие масляной живописи в Китае. Так что мне выпала почетная обязанность в числе немногих представлять нашу страну.

В Харбине нас поселили в русском доме, в усадьбе «Волга», обустроенной на берегу реки. После череды торжественных мероприятий, где от души поили и кормили, выяснилось, что за пять дней нужно написать по пять работ. Впору схватиться за голову. Разве реально успеть? Но мы принялись за работу и выполнили ее в срок. Наши полотна Академия купила за хорошие деньги – по мировым ценам. Вообще, к нам относились с огромным уважением, вручили документы, удостоверяющие звание академика. Думаю, сотрудничество в дальнейшем продолжится.

 

– Наверное, приятно, когда работы оказываются не просто в частных коллекциях, а в музеях, галереях, где с ними может познакомиться большое количество зрителей?

– Покупка работ музеями – пожалуй, самая большая мечта художника. Частник приобрел картину, повесил на стену, а через какое-то время дети могут отнести ее на помойку. А в музее она сохранится на долгие годы. Мои работы есть в музеях Салехарда, Ханты-Мансийска, Тобольска и некоторых других городов. В день юбилея мне позвонил директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев, поздравил и сказал, что музей покупает две моих работы с выставки. Я первый художник в Оренбургской области, на закупку работ которого министерство культуры региона выделило средства.

 

– История свидетельствует о том, что многие художники, несмотря на свой талант, жили весьма скромно, занятие живописью не давало возможности заработать. Сегодня в провинции она есть?

– Признаться честно, дохода практически нет. Когда-то при Союзе художников был фонд, члены Союза художников имели доступ к заказам и жили безбедно. Сейчас этого нет. Довольно сложно куда-то выехать, получив приглашение. Радует то, что у меня есть хорошие друзья, которые ценят искусство, с уважением относятся к моему творчеству, готовые помочь финансово, ведь художнику обязательно нужно менять обстановку, получать новые впечатления. Благодаря поездкам по стране, за рубеж, я в курсе мирового искусства, вижу, что происходит вокруг. В определенной степени в этом помогает и интернет.

То, что мы живем в провинции, не определяющий момент в творчестве. Художник может творить где угодно. Просто нужно любить свое дело и иметь ориентиры: куда ты идешь, чего ты хочешь.

 

– Как вы относитесь к современному искусству?

– Не скажу, что я ретроград. Отношусь нормально. Есть много талантливых художников, работающих в разных направлениях. Я люблю реализм, но это не мешает восхищаться авангардистами, которые смело ломают границы, делают необычные вещи. Существуют определенные законы живописи. Если произведение создано с их учетом, в нем есть суть, а не простое желание выпендриться, это всегда интересно.

Сегодня работать так, как работали художники 50-100 лет назад, не имеет смысла. Нет смысла делать примитивные картинки, которые нравятся зрителю. У меня вызывает отторжение, когда художник ориентируется только на продажи: выходит ширпотреб. Настоящий художник, стараясь создать произведение искусства, отходит от шаблонов и стандартов, ставит перед собой определенные задачи и по-своему пытается их решить.

 

– В вашем творчестве особое место занимают пейзажи. В них много реализма. И все же они не просто дарят эстетическое удовольствие, но и невольно погружают зрителя в размышления о сущности бытия. Как этого добиваетесь?

– Сложно сказать определенно. Я не делаю их натуральными, даже если пишу с натуры. Все время пытаюсь добавить гармонию в то, что вижу: сдвинуть деревья, передвинуть речку, поднять или опустить небо. Это творчество. А когда я работаю в мастерской, если беру холст и не знаю, что делать, начинаю покрывать его краской, и из этого рождается образ. Потом он кристаллизуется, определяется конкретно. Какое настроение – такой получается и пейзаж. Но это не просто вид какого-то места, это отражение моей души, моего настроения. В каждом холсте пытаюсь создать не просто картинку, а образ, чтобы зритель, увидев работу, мог что-то додумать. Чтобы сначала возник контакт, а потом он смотрел и размышлял.

К примеру, на открытии выставки ко мне подошла женщина и поинтересовалась, почему один из пейзажей называется «Над вечностью». Я ей объяснил: «Люди уходят, сменяя друг друга; деревья живут дольше, но тоже умирают; земля, небо, горизонт останутся навсегда. Пространство вечно…»

 

– А самому вам нравится разгадывать суть чужих картин?

– Делаю это с удовольствием. Мне нравится знакомиться с творчеством коллег по цеху, пытаться взглянуть на мир с их позиции, увидеть что-то иначе. Рассматривая их, я ни в коем случае не стремлюсь к подражанию. У каждого из нас свой путь, своя манера. Я не хочу быть в ряду хороших художников, я хочу быть собой, человеком, который посвятил жизнь искусству. Огромное наслаждение – рассматривать картины известных художников, при малейшей возможности стараюсь посещать галереи, где они размещены. Когда я жил в Париже, открыл для себя галерею на Монмартре, где размещены удивительные работы Моне. От них я получал истинное удовольствие. Есть работы, написанные им в преклонном возрасте. Ему уже было около 80 лет, он почти не видел, но какие там краски, какие сгустки цвета – словами трудно описать, это верх совершенства живописи! С детства люблю работы Коровина, Серова. Хороших художников много – как признанных мэтров, так и современников. А чьи работы останутся в истории, станут достоянием страны, рассудит время.

 

– Успехов вам и вдохновения!

– Спасибо.

Людмила Светушкова

 

СПРАВКА ОГ

Александр Михайлович Еремин родился 31 января 1953 года в поселке Халилово Оренбургской области.

В 1973 году окончил Казанское художественное училище.

В 1991 году был принят в ряды Союза художников СССР (с 1992  года – Союз художников России).

С 1999 года – председатель Орского отделения Союза художников России.

В 2010 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В 2016 году – академика Китайско-российской академии художеств.

Александр Михайлович – обладатель многочисленных городских, всероссийских и международных наград.

Spread the love