Улицу назвали в честь художника
На мартовском горсовете депутаты утвердили названия более 20 улиц в честь известных граждан. «Орская газета» дает старт серии публикаций, посвященных нашим современникам, имена которых были увековечены в городской топонимике.
С Николаем Митцевым при жизни познакомиться лично не удалось, хоть я заочно знала Николая Леонидовича и встречала его по пути каждый день: художник был практически соседом, жил недалеко от своей мастерской и добирался туда пешком. Потом вдруг пропал, а позже дошла печальная новость – в октябре 2008 года его не стало. Вскоре картины переехали из Дома художника к родным. Сегодня несколько избранных работ украшают стены квартиры, часть оцифрована, а оригиналы хранятся у сына Юрия. Он, дочь Ирина, вдова Людмила Павловна, внуки и правнуки, узнав, что именем дедушки назвали улицу частного сектора поселка ОЗТП, конечно, обрадовались.
Николай Митцев был старогородским парнем. Здесь и познакомился с супругой, влюбившейся в его «буйные кудри». После окончания Свердловского художественного училища, а затем Орского пединститута более 40 лет отработал учителем изо и черчения в местной школе № 7 и параллельно – педагогом в Доме пионеров имени Володи Дубинина. Получил звание отличника народного просвещения. По сути, логичнее было бы назвать в его честь улицу именно в Старом городе, однако территории здесь давно освоены и более не застраиваются.
Учиться у профессионала для ребят было настоящей удачей
Будучи в гостях у Митцевых, можно соприкоснуться с творчеством члена Союза художников СССР, взглянув как на сами работы, так и на уникальные фотографии в семейном альбоме. Вот Николай Леонидович с учениками в Зауральной роще – там, на природе, часто проходили уроки рисования. Вот он с друзьями Марком Мешковым и Фархатом Сабирзяновым: именно они втроем инициировали и, можно сказать, добились появления в Орске Дома художника. Вот мастер с любимыми внучками, в которых души не чаял…
– Помню, в детстве я всегда очень хотела свою комнату, и дедушка проявил максимум креатива, – поделилась Анна Митцева. – Он разделил зал большими дверями, сделал механизм, чтобы они разъезжались, а главное – превратил двери в огромную картину со знаками Зодиака, которые я потом тщетно пыталась срисовать. Мою первую картину (мне было эдак года четыре) дед оформил официально – в рамку под стекло. Жуть нарисована была редкостная, но дед до последнего дня ее шедевром называл, а свои творения – залипушками.
В гостеприимной квартире всегда как родных привечали местных и приезжих живописцев, порой оставляя ночевать. Николай Леонидович старался привести их и в свою школу, познакомить с детьми. Работы, которые художники дарили ребятам, сначала хранили в школе, а когда места не стало хватать, город отдал помещение под детскую картинную галерею, которая в итоге насчитывала более 700 картин местных мастеров.
Творческая атмосфера у Митцевых не угасала никогда, и без классической музыки не обходилось. Николай Леонидович очень любил Рахманинова, Чайковского и других композиторов. Жизнь с художником была сложна лишь из-за его постоянных разъездов и вдохновенной работы ночами. Особенно Николай Леонидович любил степи. Даже супругу, юную блондинку, называл Ковылок. Вместе они отметили золотую свадьбу и успели повенчаться к юбилею брака. Это было его последним желанием.
Неповторимые оренбургские степи стали основной темой творчества Митцева. Первая выставка работ «Урал социалистический» состоялась в Свердловске в 1964 году, а после их было столько, что и не пересчитаешь. Николай Леонидович занимался не только живописью, но и графикой, оформлял стены учреждений в технике декорирования сграффито. Работал безотказно, порой бесплатно.
– Помню, как поехали в гости к друзьям в Казахстан, – рассказала Людмила Павловна. – А он там почти весь отпуск провел за оформлением кабинетов и столовой в школах. Так мы отдыхали. В Орске, помимо родной школы № 7, он расписывал стены в центре «Радость», в Клубе глухонемых и других местах.
Хранится в семье Митцевых и автобиография художника – более 50 страниц воспоминаний убористым почерком: «История, размышления, раздумья… Даже первая картина не закончена, она продолжается, а если название ей дать, то будет так: «Степь моих прадедов».
Николай Леонидович похоронен на кладбище Мясокомбината. Однажды, когда родные посещали могилу, проходила мимо незнакомая старушка, положила цветы и прошептала вслед:
– Такой хороший человек был, три поколения детей выучил, настолько его все любили.
Юлия Замятина,
корреспондент