Если педиатра поселка Джанаталап да приставить к терапевту Тукая…
На Новой Биофабрике больше 400 детей и нет врача-педиатра.
Детское население обслуживают участковые педиатры горбольницы № 1. Чтобы доехать до поликлиники на Мясокомбинате, нужно потратить не меньше получаса. Но нередко детей – как новорожденных, так и подростков – направляют к специалистам на ОЗТП. А это как минимум две пересадки на общественном транспорте.
Вместе с тем на Новой Биофабрике имеется собственная поликлиника. Правда, здесь один участок, и тот терапевтический. Для взрослых работает процедурный кабинет, аптека, два раза в неделю ведет прием медсестра, три раза пациентов принимает терапевт. Тут можно было получать и физпроцедуры, но после вывоза оборудования кабинет пустует. Однако взрослые не жалуются. В будни двери поликлиники с утра и до вечера открыты. Если терапевт приезжает на Новую Биофабрику с Никеля, то медсестра живет в поселке, и к ней порой обращаются за помощью даже в нерабочее время. Шутка ли – 30 лет на посту. За эти годы она наизусть выучила диагнозы каждого пациента.
– Нагрузка, конечно, большая: я и процедуры выполняю, и прием веду, и вызовы обслуживаю, – уточняет Елена Борисовна. – Каждое утро беру анализы, на машине их отвозят во взрослую поликлинику на Мясокомбинате, а на следующий день привозят результаты. Работает и система выдачи льготных лекарств. Если человеку положен препарат, он может получить его у нас в поселке в аптеке. В случае отсутствия лекарство по заказу доставляют из других аптек. Для взрослых, действительно, созданы условия для получения помощи. Но взрослый может и потерпеть, когда что-то болит. Другое дело ребенок…
– Когда-то в поселке работал педиатр, а сейчас осталась только табличка на двери кабинета, – продолжает председатель Совета Новой Биофабрики Нина Авдеева. – Мамы с детьми вынуждены в зной и стужу наматывать километры, чтобы попасть на прием к врачам. Если вызов, то самим специалистам приходится добираться до поселка. Это тоже отнимает массу времени. В поселке у детей ни анализы не берут, ни уколы не делают. Любая помощь – только через поликлиники Мясокомбината или ОЗТП.
Если в Новой Биофабрике от отсутствия на месте медицинской помощи страдают дети, то в поселке Джанаталап – взрослые. Там есть медсестра, которая ведет учет детей и ежедневно их наблюдает. Речь идет о первой медицинской помощи, когда нет необходимости срочно направлять к педиатру или узким специалистам. С новорожденным, к примеру, родители предпочитают лишний раз в город выезжать.
– Необходимость в том, чтобы и взрослые получали медицинскую помощь в поселке, огромная, – отмечает главный специалист по работе с населением в Джанаталапе Владимир Дмитриев. – Терапевтический участок для взрослого населения находится на базе поликлиники горбольницы № 4. Конечно, не очень удобно регулярно туда ездить, но деваться некуда. Хотя вопрос с работой терапевта решается на уровне нашего депутата. Есть планы, как организовать помощь взрослым в поселке. А по-хорошему, конечно, нам нужен свой ФАП.
В поселке Круторожино ФАП, в отличии Джанаталапа, имеется, тем не менее детское население тоже не охватывает. Некогда тут был организован прием терапевта, но со временем стало понятно, что большой необходимости в этом нет. Люди едут напрямую к врачам горбольницы № 3, в составе которой действует ФАП.
В самом отдаленном от города поселке, Мирном, ФАП входит в состав горбольницы № 4.
– Там оказывается доврачебная медицинская помощь, – уточнил главный врач горбольницы № 4 Владимир Коган.
Руководитель поселка Нина Шатова заверила, что работы ФАПа вполне хватает, чтобы охватить местное население. В случае срочного вызова скорая едет из Гая, а также врачи четвертой горбольницы регулярно устраивают плановые выезды. Во всех остальных ситуациях посельчане обходятся помощью специалистов фельдшерско-акушерского пункта.
– Мы оповещаем население об очередном приезде специалистов, а также о выезде лаборатории по приему анализов, – уточняет Нина Владимировна. – Два раза в неделю организован выезд транспорта, на котором человек может добраться до больницы, не дожидаясь выезда врачей в поселок. Накануне он обращается к заведующей ФАПом, которая записывает его на прием. Недостатка в медикаментах нет: если необходимого препарата в аптеке не нашлось, его доставляют по заказу.
Кстати, заведующая ФАПом в Мирном – старожил медицинской службы. Больше 13 лет она верна своей работе в поселке. И таких сотрудников в фельдшерско-акушерских пунктах подавляющее большинство.
Летом этого года мы были в ФАПе поселка Тукай. 45 лет здесь работает Суфья Шагиахметова, которая и рада бы уже отдыхать на пенсии, но желающих занять ее место не находится. ФАП в Тукае входит в состав горбольницы № 1, как и фельдшерско-акушерские пункты в Оре, Ударнике, Новоказачьем. Учреждение имеет самую разветвленную сеть ФАПов по сравнению с другими больницами города. Руководство нас заверило, что кадры на местах есть в каждом пункте, не распространяясь о том, есть ли необходимость в смене сотрудников по причине их возраста. Главное – ФАПы работают. В администрации села Крыловка, например, нам сообщили, что в их ФАПе оказывают первую помощь и детям, и взрослым, работает зубной кабинет. А вообще, территориально их участок относится к поликлинике на ОЗТП первой горбольницы. Надо – выезжают, а так вполне обходятся доврачебной помощью.
Именно специалисты фельдшерско-акушерских пунктов призваны обеспечивать доступность первичной медицинской помощи жителям территорий, отдаленных от города. Политика региональной власти за последние годы показывает, что ее цель – укрепить и развить ФАПы в области. Однако не теряет актуальности другой вопрос – кадровый. Кому работать в ФАПах, когда молодежь не манит перспектива жить в селе? Несмотря на программы поддержки молодых работников из числа среднего медперсонала, в том числе выплаты им подъемных, кардинально омолодить кадры в ФАПах это не помогло. В том же Джанаталапе специалист, оказывающий помощь детскому населению, работает не один десяток лет, и сменить ее, как говорят жители поселка, некем. Впрочем, в Джанталапе и ФАПа нет. А там, где он есть, ситуацию как раз и спасают люди, отдавшие годы своей профессии.
В ежегодном докладе губернатор Юрий Берг поставил перед региональным Минздравом задачу возродить в больницах области институт наставничества, взять молодых медиков под надежное профессиональное крыло. В настоящее время, в соответствии с распоряжением Минздрава области, в медицинских организациях ведется работа в этом направлении: разрабатываются и утверждаются положения о наставничестве, уже определено 412 врачей-наставников и 316 наставников – специалистов среднего звена. Но жители отдаленных территорий, несмотря на все оптимистичные прогнозы, шепотом заявляют, что наставлять пока некого. В то же время просят, что называется, не будить лихо, пока оно тихо. Мол, бесконечные разговоры о нежелании молодежи работать в фельдшерско-акушерских пунктах еще больше отдалят кадры от села. Поэтому они ценят тех, кто сегодня не оставляет их без первой медицинской помощи, а иногда не хуже опытного врача может поставить диагноз и назначить правильное лечение. Куда без них?
Как говорят в народе, трудно придется тому поселку, что не обзавелся собственными продавцом, почтальоном и фельдшером.
С 1 октября, в соответствии с указом президента, средняя заработная плата медицинских работников области составит среди врачей 44 375,4 рубля, среднего медперсонала – 22 187,7, младшего персонала – 19 722,4.
Екатерина Бастина