Диплом с отработкой и без

По окончании вуза выпускники получают на руки свободный диплом – никаких обязательств перед государством и институтом, определяйся с трудоустройством самостоятельно.

С одной стороны, молодежь советского времени, наверное, позавидовала бы такому, а с другой – свободный диплом страшит многих нынешних молодых специалистов, их родителей. Ведь при низкой востребованности специалистов (даже в крупных городах) и отсутствии опыта работы в профессиональной сфере найти себе постоянное место не так просто. Если, конечно, твой папа не начальник или ты не родственник влиятельного человека, или если ты не имеешь деловых связей в выбранной сфере. Правда, встречается немало вариантов, когда талантливый студент, проходя практику, получает предложение от потенциального работодателя. Это касается в основном студентов колледжей и техникумов, реже выпускников вузов. Так, большая группа выпускников Орского машиностроительного колледжа в нынешнем году получила места на заводах Екатеринбурга.

– Моя дочь после окончания института год не могла устроиться на работу, – делится знакомый пенсионер Сергей Миронович. – Училась она хорошо, много знает, но как ей, скромной девушке, донести это до потенциальных работодателей? Многие, узнав об отсутствии стажа, предлагали поднабраться опыта в другом месте, а потом приходить снова, или сразу заявляли, что вакансий нет и не ожидается. Но удача улыбнулась совершенно случайно, когда подруга посоветовала сбросить резюме в одну фирму. Два месяца испытательного срока дочь прошла без сучка и задоринки. Сейчас, на третьем году работы, она просто незаменимый специалист, но кто виноват в годе простоя, в нескончаемых слезах по вечерам?

Размышляя о нынешних свободных дипломах, Сергей Миронович отметил, что не может утверждать однозначно, что это плохо. И все из-за того, что сам вкусил сладости послевузовской советской отработки по специальности.

– Окончил Орский пединститут в начале 80-х, – вспоминает он. – Не отличник, но на финишной прямой подтянул многие предметы (в чем-то помогла работа на производстве после школы). Как человеку, успевшему отслужить, мне, в отличие от товарищей по группе, не светило откосить от отработки. Выбрал один из районов Западного Оренбуржья. После института отправился на разведку в село, встретился с директором десятилетки. Тот сказал: «Буду рад тебя видеть в нашей школе в середине августа». Село показалось мне симпатичным, с асфальтированными тротуарами и типовыми домами, ухоженными приусадебными участками. Смущало, что основная часть населения говорила на немецком. Типичное национальное село, каких в Западном Оренбуржье было немало в советское время. Но когда в назначенное время я прибыл в районо, там сказали: «Извини, мил человек, но туда уже отправлен специалист с красным дипломом». Учитывая обстоятельства, я мог потребовать «вольную», но опытный руководитель районо смог меня убедить отправиться в другое село. Там меня тепло встретил директор школы, который тотчас предложил пожить у него в доме, пока будет решаться жилищный вопрос. Не успел ощутить дыхание села, которое даже невооруженным глазом на порядок уступало тому, где я реально должен был начинать свою карьеру, как меня «окрестьянили»: на второй день пребывания в доме директора попросили помочь в заготовке мяса.

Как вспоминает мой собеседник, вопрос с жильем решился только через три недели. Поселили в убогий барак, стоявший на возвышенности. И это был не худший вариант, потому что в осеннюю и весеннюю распутицу по лужам и грязи в сапогах было не столь сложно добираться до школы. Двухкомнатная квартирка потребовала трехдневной чистки. Но все необходимое там было, в том числе и телефон. Плита подпитывалась от газового баллона.

– Иногда по ночам из щелей выползали мыши, – вспоминает Сергей Миронович. – Стенки были настолько тонкими, что музыку слушал вполголоса, иначе в стены стучали бабушки-соседки. Ворчливые, но добрые в душе, старушки были не слишком привередливы. Я активно включился в сельскую жизнь и, помимо больших учебных нагрузок в школе, организовал старшеклассников на открытие дискоклуба при местном стареньком Доме культуры, где сумел сформировать музыкальную группу. Молодежи на селе было мало. К Новому году мой энтузиазм начал потихоньку гаснуть, подступила тоска, ведь сельская жизнь имеет свои особенности быта. Захотелось съездить в город, ведь я – человек, «рожденный на асфальте». Утренний проход стада коров под окнами заставлял думать о добровольной ссылке.

В школе меня приняли по-доброму. Но по весне тоска вновь охватила сознание, да и родители в Орске разболелись не на шутку. И все же учебный год отработал по полной программе, а после отпуска больше не возвратился в село, хотя требовалось отработать еще 2 года. Предлагали стать директором школы в другом селе, долгое время не отпускали по собственному желанию, но я все же переломил ситуацию в свою сторону. Возвратившись в Орск, работать в школе не стал. Нет, в профессии я нисколько не разочаровался, просто принял приглашение друга пойти на никелькомбинат. Так что до сих пор не могу однозначно сказать, что лучше: работать по направлению или выйти из стен вуза со свободным дипломом. Наверное, всему свое время.

Константин Мусафиров,

корреспондент

Spread the love