Как давились в очередях за «беленькой»
Разговоры на тему, что страна спивается и пора вводить мораторий на алкоголь, зазвучали с новой силой. На этом фоне вспомнился сухой закон 1985 года, который, я уверен, надолго останется в памяти многих россиян. В основном это тяжелые воспоминания.
Именно тогда обычные люди, а не заядлые любители сорокаградусной, страдали в многочисленных очередях, пытаясь приобрести спиртоводочную продукцию в торговых точках на юбилей, свадьбу, похороны или иные семейные нужды – а в те времена водка являлась самой ходовой валютой.
В восемьдесят пятом количество торговых точек, реализующих спиртное, в городах и сельской местности заметно сократилось в связи с выходом известного Постановления ЦК КПСС и советского правительства, при этом резко стали расти цены на алкогольную продукцию. Была ограничена ее продажа, затем введены специальные талоны на приобретение водки – две бутылки в одни руки в месяц. Все это принесло не столько пользы, сколько вреда.
В 85-м количество торговых точек, реализующих спиртное, заметно сократилось, при этом резко стали расти цены на алкогольную продукцию.
Стали массово вырубаться виноградники на юге страны. Отголоски этой кампании и до сего дня ощущаются в солнечной Молдавии, на Кубани и в других регионах постсоветского пространства. Именно в 80-е годы в разы возросло количество суррогатного алкоголя, что приводило к смертям и тяжелым отравлениям. Полным ходом в употребление пошел не только подозрительный самогон, но и спиртосодержащие средства (палитура, шампунь, тройной одеколон). По официальным данным, население в те годы сократило потребление алкоголя, снизилась смертность и преступность, увеличилась продолжительность жизни. Мне что-то слабо в это верится, а любую статистику можно подогнать под удобный процент вычислений. Если и были поступательные движения вперед, то они явно проигрывали негативным тенденциям в обществе. В моду вошли безалкогольные свадьбы, во время которых на столах стояли чайники – одни с чаем, а другие… с водочкой или коньячком.
В моду вошли безалкогольные свадьбы, во время которых на столах стояли чайники – одни с чаем, а другие… с водочкой или коньячком.
Лично мне этот период запомнился нескончаемыми очередями, завершавшимися настоящими сражениями перед «амбразурой» (железным окошком в специализированных магазинах), некоторые из которых заканчивались трагически. Люди получали травмы и ушибы у этих злосчастных окошек, ведь здесь главную роль играла физическая сила, сотрудники милиции не всегда дежурили у точек. В ход то и дело шли кулаки.
Случались и настоящие трагедии. Свидетелем одной из них я оказался, наблюдая из окна редакции, где в те времена работал, за очередной распродажей водки. В страшной толчее у заветного окна буквально задавили пожилого мужчину. Но еще страшнее было то, что люди потеряли свое человеческое обличие, когда продолжали сражаться за бутылку, не обращая никакого внимания на бездыханное тело, которое отнесли всего на несколько метров от «амбразуры»… Дикие времена, дикие нравы. И это в советский период, когда на каждом углу талдычили о гражданской совести, чести, солидарности, взаимопомощи, уважении к старшим! Слов было много, а один сухой закон ввел в жизнь то, что можно назвать просто – беспредел!
Водка в тот период стала дороже денег. За бутылку сорокаградусной любой гражданин мог решить непростой бытовой вопрос (перевезти мебель, наладить санузел, вскопать огород, обменять спиртное на дефицитные продукты питания или одежду и т. п.).
Водка в тот период стала дороже денег. За бутылку сорокаградусной любой гражданин мог решить непростой бытовой вопрос (перевезти мебель, наладить санузел, вскопать огород, обменять спиртное на дефицитные продукты питания или одежду и т. п.).
Уже в российский период Михаил Горбачев признался, что инициированная им антиалкогольная кампания была ошибочной. «Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы», –
объяснил свои переживания бывший советский лидер.
Кроме того, что люди получали физические травмы в очередях, «не по-советски» дичали, наблюдалось и ухудшение производственной дисциплины. Бригадиры и мастера отпускали нарочного стоять в очередях за водкой, а из сел в города направлялись колхозные и совхозные машины с задачей привезти во что бы то ни стало спиртное, так как во многих сельских продмагах водку, шампанское и вина вообще прекратили продавать, продажу сахара резко ограничили. Наконец, советское государство из-за введения сухого закона потеряло львиную долю бюджетных поступлений, а это стало еще одним фактором краха социально-экономической системы, которая создавалась с прицелом на высокодуховного гражданина, на его становление как человека социалистической формации.
Наконец, советское государство из-за введения сухого закона потеряло львиную долю бюджетных поступлений.
Как важно при принятии ответственных решений ответственными государственными деятелями не совершать глобальных ошибок! Чтобы не получалось по-черномырдински: хотели как лучше, а получилось как всегда…