Русская революция: новые подходы к событию 100-летней давности
Историки и политики пытаются найти общие подходы к оценке событий октября 1917 года. Мнениями по этому поводу мы попросили поделиться завкафедрой истории, философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, кандидата исторических наук, доцента Игоря Анатольевича Шебалина.
– Самые устойчивые оценки октября 1917-го были в советское время. Но в период перестройки появляются критические оценки многих событий и личностей, которые участвовали в российской революции. С 1990-х годов революция оценивается с точки зрения плюрализма, который сохраняется и сейчас. Хорошо, когда можно выслушать альтернативные мнения. В год 100-летия революции повсеместно проходят научные конференции, в том числе и в нашем вузе 24 ноября состоится Всероссийская конференция о роли и значении революции 1917 года, выйдет сборник публикаций по этой теме.
В настоящее время принят новый историко-культурный стандарт по истории России, который позволит унифицировать оценочные суждения по наиболее спорным проблемам и периодам отечественной истории, в том числе и по событиям 1917 года. В данном документе предложены новая периодизация революции и новые подходы к объяснению хода событий и последствий. Уже не используются такие термины, как «Октябрьская революция» или «переворот», вводится термин «Великая российская революция 1917 года». Отдельно не выделяются февральская и октябрьская революции. Эти понятия объединены в одно, под которым подразумеваются события с 23 февраля и до свержения Временного правительства 26 октября 1917 года по старому стилю, до Второго Всероссийского съезда Советов. Есть и более емкое понятие – «Великая российская революция 1917–1922 годов». Эта более широкая периодизация включает в Великую российскую революцию события 1917-го года, гражданскую войну, формирование советских республик, образование СССР.
Если говорить о термине «революция», то Великая российская по временной хронологии совпадает с Великой французской революцией, где также есть внутренние этапы: принятие декларации независимости, свержение монархии, установление республики, внешние войны, вплоть до якобинской диктатуры. Думаю,
в нашей истории будет развиваться именно такая концепция революции, которая продолжалась не один год и не два, а целых 5 лет. Внутри этого периода будут выделять, допустим, 1917 год, затем этап гражданской войны и интервенции, и третий этап – укрепление Советов на местах, образование СССР. В событиях 1917 года еще много белых пятен. Отсюда повышенный интерес современников к конкретным личностям. Не случайно сейчас снимают киноленты, связанные с теми событиями. Выходит фильм «Троцкий». Начали показывать «Демона революции», где один из героев – бывший эмигрант Парвус. О нем мы мало знаем, хотя фигура значительная. Изучая таких людей, мы, наверное, и дальше будем менять оценки революции. До сих пор один из важных и сложных вопросов: финансировалась ли она Германией или Америкой? В 1917 году Ленина обвиняли в том, что он германский шпион, и в газете «Речь» приводились «доказательства». Но с ними не так все просто. Ленин, по моему глубокому убеждению, любил Россию, был ее патриотом в отличие от того же Парвуса. Когда он предлагал финансовую помощ Ленин ответил, что не возьмет деньги из рук того, кто хочет нанести большой вред России. Ленин говорил, что хочет для России лучшего будущего, чтобы она стала процветающей державой. Ныне вновь, как уже было неоднократно, фигура Ленина выходит на первый план. Кто-то хочет опорочить его имя и свести деятельность к чисто корыстным интересам. Будто бы его целью было прийти к власти любой ценой. Но есть историки, их большинство, которые считают иначе. Я согласен с теми, кто Ленина оценивает как человека искреннего, который верил в свои идеи и который, если и хотел прийти к власти, то ради того, чтобы вытащить Россию из бездны, в которой она оказалась. Я за тех, кто считает Ленина великим политиком XX столетия. Нужно возрождать объективность в отношении оценки этого человека. В действиях любого политика есть не только положительные, но и отрицательные моменты. Только масштабность преобразований дает возможность объективно оценить таких людей. 1917 год перевернул не только Россию. Под влиянием Октября революции, стачки, митинги прошли в странах Европы, Азии Америки. В Венгрии, например, в 1919 году к власти тоже пришли коммунисты, республика просуществовала 133 дня и была задавлена интервенцией.
100-летие российской революции – это дата, которая заставит нас глубже разобраться в тех событиях. И это очень правильно, что нашу революцию называют Великой. Такой термин дается событиям всемирного масштаба.
Николай Коржов, член Союза журналистов