Стрелка «в горах» закончилась грандиозным побоищем
В 50-70 годы прошлого века процветало деление подростков и молодежи строго по районам проживания. Окажись не ровен час в неудачное время в чужом районе города…
Нередко столкновения с не слишком доброжелательными сверстниками заканчивалось мордобитием. Потом следовали ответные визиты друзей пострадавшего с целью убедить: прав тот, кто тверже в кулаке. В таких разборках часто участвовали и будущие известные мастера кожаной перчатки, борцы и штангисты, хоккеисты и футболисты, да и просто трудновоспитуемые, которые росли в неблагополучных или неполных семьях, либо в окружении старших братьев, побывавших на зоне. Папироса в зубах и блатной сленг мгновенно выдавали в них дворовых заводил.
В один из осенних дней конца шестидесятых годов с раннего утра к знаменитой некогда беседке на Нефтянике (во дворе дома на проспекте Ленина, 38) начали подтягиваться молодые люди. Они были явно в сильном возбуждении, у кого-то в руках мелькали палки, самодельные кастеты.
Что стало поводом для всплеска агрессивности? Сложно ответить. Видимо, парни одного района что-то не поделили с парнями из другого района, те и другие стали подтягивать союзников. Стрелку назначили вечером в районе телевышки.
В район больших разборок стали стягиваться довольно организованные группы молодых людей. Столкновение грозило превратиться в кровавое побоище с неизвестным финалом. Но его не произошло благодаря умелым действиям сотрудников милиции, которые были проинформированы о возможной большой драке «в горах».
На следующее утро по сарафанному радио распространялись всякие небылицы: молодежь пришлось разгонять с помощью пожарных брандспойтов… милиции понаехало человек сто… пришлось в воздух поднимать вертолет…
Так что же происходило почти полвека назад в районе телевышки?
– О тех разборках молодежи слышал от старших товарищей по службе, – рассказывает ветеран МВД, помощник депутата Госдумы РФ Александр Васильев. – В конце шестидесятых действительно была ситуация, когда в кулачном поединке сошлись две группы молодых людей из разных районов Орска. Видимо, что-то серьезное не поделили. Сотрудники милиции в тот день действовали по ситуации – оперативно и слаженно. Коллеги рассказывали, что приходилось растаскивать дерущихся в разные стороны, предотвращая большую драку.
– В детстве проживал на улице Социалистической, которая находится неподалеку от телевышки, – вспоминает 56-летний орчанин Сергей Александрович М. – В целом тихая улочка, состоявшая из частных домов, где большинство жителей хорошо знали друг друга. В тот вечер по улице курсировало несколько патрульных машин милиции, раздавались характерные звуковые сигналы. Утром мама ругалась, мол, кто-то группой пробежал по огороду, перемахнув через невысокий забор – смяли несколько кустов смородины. Возможно, убегали от сотрудников милиции. Родители говорили, что чужие к нам нагрянули, дрались.
– Драка в 1969 году произошла в районе телевышки между двумя большими группами молодых людей, – вспоминает ветеран МВД, работавший оперуполномоченным уголовного розыска Октябрьского отделения милиции, Халит Садыков. – Всем им было от 16 до 20 лет. Отношения выясняли парни с Соцгорода (так тогда называли район второго участка), Нефтяников и Крекинга. Ранее только в 1965 году столь массовый конфликт имел место в Орске, когда молодые люди со второго участка нагрянули на разбирательства в поселок Никель, где верховодил в тот период некий Тора. Кстати, в той разборке он получил в спину выстрел из обреза. В районе телевышки стрельбы не было, шла обычная кулачная драка, у многих были в руках кастеты, у некоторых затем обнаружили и ножи. Никакой трагической развязки не случилось, правда, сотрудникам милиции пришлось изрядно потрудиться, чтобы остановить горячих парней. Немного пострадал один из сержантов, получивший удар в лицо. В первое и четвертое отделения милиции было доставлено около 150 человек – участников конфликта. Они находились в отделениях в течение двух суток, с ними проводилась профилактическая работа, пытались выявить организаторов сходки. Всех взяли на учет и отпустили, предупредив о более строгом наказании в случае повторных хулиганских действий. Больше ничего подобного в Орске в 60– 70-е годы не происходило.
– В то время уличные разборки бывали поселок на поселок. Кто-то кого-то обидел, девушку не поделили. И понеслось, – отмечает ветеран МВД Владимир Николаевич Болдин. – Я начал работать в Советском РОВД в 1974 году. Мы иногда выезжали помогать коллегам «тушить пожар» в Октябрьский район – на Елшанку, танцплощадку в «Пенсионерке». По-настоящему же кровавые разборки начали происходить в городе в конце 80-х – начале 90-х годов, когда появились преступные группировки, одна из первых – в поселке мясокомбината. Серьезный конфликт был на железнодорожном вокзале, в результате пострадало семеро человек, трое погибли.
Константин Мусафиров, «Орская газета»