Здание театра 13 лет простояло в лесах
Два года назад Орск получил театр драмы – современный, с величественным фасадом и помпезным антуражем, с современным оборудованием и невероятными техническими возможностями сцены, с балюстрадами балконов. Но этот театр появился на базе старого здания, которое долгие годы являлось визитной карточкой Орска наряду с Комсомольской площадью, Храмом Преображения и мостом, разделяющим Европу и Азию.
В юбилейный для театра восьмидесятый сезон «Орская газета» подняла воспоминания очевидцев. Мне посчастливилось стать журналистом, гидом которого по городу стал Петр Приймак. Он являлся главным художником города именно в период строительства и благоустройства центра Орска и театра драмы в частности.
Как рассказал Петр Петрович, по первоначальному проекту театр драмы напоминал построенные в 50-е годы ДК машиностроителей, нефтехимиков: пышной архитектуры, с витиеватой лепниной и колоннадой. На переднем плане предполагался шикарнейший, с коваными рыбами по периметру каскадный фонтан. Но воплотить задумки до начала хрущевских преобразований не успели. В то время появилась разнарядка, что рабочие города – а в их числе и Орск – должны были строить как можно больше жилых домов, но при этом сократить расход средств на их оформление.
– К тому времени, когда я начал работать над городским театром драмы, каркас здания был выполнен и стоял в строительных лесах 13 лет, – вспоминал Петр Петрович. – Вариантов архитектурной отделки было несколько, но утвердили существующую – как менее затратную. Можно сказать, театр собирали буквально по крохам. Здание получилось ящиком; колонны, которые украшали фасад, спрятались в интерьере; отделку использовали самую простую. Отталкивались больше от функциональности деталей, тут уж не до красоты. Кстати, зал решено было обить дубом (как вы знаете, дерево дает хороший акустический эффект), но достать его было достаточно сложно. Все-таки нам это удалось,однако когда рейка пришла, выяснилось, что она тонкая, длинная и кривая. Но и здесь вышли из положения: разрезали ее и набили вразбежку.
Изюминкой же фасада театра явилась кованая эмблема, выполненная на высочайшем уровне московским художником-монументалистом Глебом Голубевым. В то время в искусстве уходили от натурализма к стилизованности. Три пилона символизировали занавес, в центре – развивающийся флаг (движение) и гвоздика (идеалы революции). Интересное было решение: театр, который имеет свои идеи, помнит о завоеваниях революции и движется вперед. Но люди не поняли и не приняли. Писали возмущенные письма, руководство собиралось на уровне горисполкома –
словом, шумиха была вокруг этого панно необыкновенная. Так что оно даже не дожило до открытия театра – как-то ночью срезали. Место долго пустовало, а потом его завешали планшетами.
В своем здании Орский драмтеатр просуществовал с декабря 1969 года до весны 2011-го.
Преображенное здание открыло свои двери накануне театрального сезона 2014 года. По техническому оснащению и интерьеру равных Орскому театров в Оренбургской области нет. Тут могут быть представлены все жанры сценического искусства: от оперы и балета до выступлений симфонических оркестров и сольных концертов.
Досье «ОГ»
Петр Петрович Приймак (8 декабря 1938 года – 10 декабря 2008 года). Родился в с. Новозирган Хайбуллинского района Башкирской АССР. В 1967 г. приглашен на работу в управление главного архитектора города, в том же году назначен главным художником города. В такой должности проработал около 25 лет. Награжден медалями. Почетный гражданин села Елизаветинка Адамовского района Оренбургской области. Почетный гражданин города Орска (21 августа 2008 года).
Фото: 17 марта 1966 года. Из архива Орского краеведческого музея.