К детям с любовью, заботой и особыми методиками
Дети с особыми образовательными потребностями имеют право на доступное качественное образование.
Мы не можем просто оставить их дома на домашнем обучении, даже дав им серьезное оборудование, даже приветствуя дистанционное образование. Мы должны дать им жизненный шанс в собственной реализации, возможность получить профессию и быть полезными тому обществу, в котором они родились. Такую миссию взяли на себя педагоги школы № 49.
Тема инклюзивного образования далеко не проста и в понимании, и в содержании. Последние 20 лет она широко разрабатывается в России. И за это время многое изменилось как в методике преподавания, так и в отношении к детям с ограниченными возможностями. В орской школе № 49 уже 8 лет работают с программами так называемого «инклюзивного образования».
– Сначала ребят с ограниченными возможностями здоровья было немного: четверо, потом шестеро, – рассказывает директор школы Оксана Коробова. – Педагогам, конечно, было нелегко: приходилось изучать специальные программы по работе с детьми с ограниченными возможностями, осваивать нормативную базу. Со временем мы внесли изменения в устав школы, получили лицензию на право обучения таких детей, закрепили педагогов за учениками на надомном обучении. Сейчас активно взаимодействуем с медико-педагогической комиссией, педколледжем. Наши педагоги проходят подготовку на специальных курсах. Конечно же, огромная работа проводится с родителями – это составление индивидуального расписания занятий с учетом их пожеланий. Пытаемся создать клуб по интересам для родителей, чтобы они могли общаться друг с другом, делиться опытом.
Но одно дело услышать, какие применяются методики для работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, и совсем другое – увидеть, как проходит обучение таких детей своими глазами.
– Если ребенок посещает школу, мы предоставляем услуги медицинского кабинета, – рассказывает Оксана Ивановна, проводя экскурсию по школе. – При необходимости привлекаем к работе дефектолога, логопеда. Дети обучаются в классе вместе с другими школьниками, единственное различие – программа обучения зависит от состояния здоровья. Мы делаем все для того, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербно.
При надомном обучении школьник закреплен за определенным классом и занимается по специально подобранной для него программе. Дети, осваивающие программу инклюзивного образования, полноправные участники всех школьных мероприятий, линеек, классных часов. Ребята общаются с одноклассниками, пусть даже в социальных сетях.
Для школы стало традицией устраивать праздники для детей с ограниченными возможностями два раза в год. Также совместные мероприятия проводятся с благотворительным фондом «Желание». Ребята демонстрируют свои творческие способности – читают стихи, поют песни, играют на музыкальных инструментах, танцуют.
Также в школе есть традиционный праздник окончания учебного года. На него обязательно приглашается клоун, устраивается чаепитие с награждением самых старательных учеников. На этот праздник приходят ребята даже с самыми тяжелыми заболеваниями.
– Можем с уверенностью сказать, что прогресс от надомных занятий весьма заметный, – уверяет директор. – Бывает, придешь в первый раз к ребенку, а он даже ручку держать не может. А после нескольких уроков уже пытается сам в тетради что-то обводить или даже написать.
Эта школа специально оборудована для обучения детей с ограниченными возможностями: есть пандус, специальная игротека и особая литература. Нареканий со стороны родителей почти нет. А связь с ними здесь постоянная.
Самое главное в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, по словам Оксаны Ивановны, – обстановка. Нужно, чтобы она была комфортной, чтобы сверстники не проявляли агрессии.
В 49-й школе для этого делается многое. Да, бывает сложно включить ребенка в общий образовательный процесс, подать материал так, чтобы тот его понял, не заостряя при этом внимания на ограниченности ученика в каких-то способностях. Это и есть инклюзия. Возможно, такому ребенку придется уделить больше внимания, объяснить тему несколько раз, но в этом и заключается работа педагогов. В обучение особенных детей приходится вкладывать всю душу. Зато какое счастье – видеть, что ребенок чему-то научился, что он с упорством выполняет домашнее задание.
Юлия Виноградова