Папы иногда увольняются, а мамы уходят в эмоциональное пике
Ребенок, ставший личностью: свободной, полностью сформированной, осознанной, живущей в гармонии с собой и миром, – в этом, пожалуй, конечная цель воспитания.
А как достичь этого уровня? Об этом мы поговорили за чашкой чая с родителями, педагогами и психологами. Наш круглый стол удачно дополнила корзина только что распустившихся тюльпанов, с которыми пришла на встречу Виктория Тишина, руководитель детского сада и мама четверых детей. Участниками разговора стали также организатор клуба «Осознанные родители» Татьяна Лазарева, участница этого клуба и член общественной организации УСТ «Трезвый Орск» Александра Лезина, психолог Никита Петров и директор детского развивающего центра «Понимашки» Анна Славгородская.
Татьяна Лазарева:
– Я трижды мама. С появлением первой дочки стала объединять мамочек и проводить различные детско-родительские мероприятия. Cначала пыталась объединять своих подруг. Но не всем оказалось это интересно, и в 2012 году я открыла группу, которую назвала «Семейный клуб «Осознанные родители». Стали появляться единомышленники, мы проводили встречи сначала у себя дома, а потом на базе библиотеки № 2 каждую вторую субботу. Для взрослых читали лекции по здоровому и трезвому образу жизни, а также по семейному тайм-менеджменту, проводили мероприятия, посвященные календарным и праздничным датам. Родители не наблюдали, как играют с их ребятишками, а становились активными участниками мероприятий. Мы собирались с детьми и перенимали друг у друга что-то полезное. К примеру, одна мама учила бездрожжевой хлеб печь, другая про натуральную косметику рассказывала, я по теме тайм-менеджмента опытом делилась… Кто учится или ходит в детский сад, те по субботам приходят. Мои дети в детский сад не ходят.
На вопрос, почему Татьяна не водит детей вы в садик, она ответила:
Т. Лазарева:
– Старшая дочь ходила в садик, но потом не захотела, и я решила: младшая туда не пойдет. У меня есть возможность их самой развивать и воспитывать. Они активно дружат с детьми разного возраста, общаются. Во дворе устраиваем концерты, велогонки, соревнования по шахматам, проводим праздник «А ну-ка, детки!». Друзья дочек часто приходят к нам в гости, мы затеваем что-нибудь интересное и полезное.
В. Тишина
– Мой младший сын ходит в обыкновенный детский сад, в непривилегированную группу. Там дети разных национальностей, из семей с разным социальным положением. Наша задача – помочь им общаться друг с другом. В результате дети хорошую социальную адаптацию получают.
Никита Петров:
– Родители нередко встают перед выбором: либо отдавать ребенка в детский сад, либо социализировать его самостоятельно. Два пути, которые не исключают друг друга. Благо, когда у женщины есть возможность полностью посвятить себя детям. В нашей семье такой возможности нет – оба работаем. Но это не значит, что мы не осознанные родители. Надо признать: приход ребенка в детский сад – это срыв естественной программы развития, когда в привычную его жизнь приходят режим дня, отсутствие родных рядом, в частности мамы, и т. д. Адаптационный период всегда проходит непросто.
В. Тишина:
– Мы в садике разработали адаптационную программу. В ней три блока. Первый – это умение расставаться с мамой. Второй этап адаптации – привыкание ко всему новому. Это и меню, и режим дня, и игрушки, и питание, и все остальное. И только на третьем этапе – ввод в социум. В садике это воспитатель и дети. Каждого человечка, который к нам приходит, тестирует психолог. Это колоссальная работа. Затем психологи работают с воспитателями и родителями. Коллективное воспитание дает ряд значимых преимуществ: человек быстрее становится членом общества, познает его законы, получает навыки общения.
Александра Лезина:
– Насчет адаптации я с вами согласна. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно в окружающем мире. Моей дочери Василисе четыре с половиной года. Она не ходит в детский сад, но у нас не изолированная семья. Когда мы ездим по моим или ее мероприятиям (она посещает кружки, танцы), я вижу, что она самостоятельно общается с директорами, преподавателями, рассказывает о своих делах, успехах, приглашает на свои дни рождения, читает стихи. Так же хорошо контактирует с ровесниками и детьми постарше. Самое радостное для нас, осознанных родителей, что мы можем быть рядом со своими детьми в процессе их развития. Кто будет лучшим психологом для своего ребенка, чем мать, которая выносила и родила? Конечно, психологи, педагоги – мощное подспорье. К ним нужно обращаться за опытом.
Анна Славгородская:
– Про наш центр можно сказать, что ребятки в садике, но чувствую себя как дома. Будто они пришли к нам в гости. Дети разного возраста, но поддерживают один другого, чему-то друг у друга учатся. Мы должны внимательнее относиться к своим детям, лучше понимать их! Как-то к нам привели ребенка. Он маленький еще, в детсад не берут, а маме надо выходить на работу. И получилось так, что когда мама его забирала, ребенок не хотел уходить, а женщина спешила, нервничала. Потом поняли: малыш хочет показать маме, как у него день прошел. Говорить-то толком не умеет. И когда мама проследовала за ребенком, который ей все показывал, он таким счастливым выглядел! Легко собрался, и они спокойно пошли домой.
А. Лезина:
– Есть родители, для которых дети – как вещь. И мы нередко видим, как самые благие начинания, что ребятки получили в садике, школе, бывают потеряны, разломаны безответственным отношением родителей. Телевидение, интернет в жизни современного ребенка появляются очень рано. Если родитель осознанно подходит к этой информации, то его ребенок сам научится различать, что яд, а что пища; что обман, а что правда. У нас есть образовательная программа, которая помогает разбираться.
Т. Лазарева:
– Мы в своей группе рассказываем детям и взрослым об информационном терроре, о том, какие мультики смотреть нежелательно. Дети у меня не играют в компьютер: знают, он только для работы. У нас даже своего рода музей есть, где представлены материалы, включая мультфильмы, книги, игрушки, программирующие детей как на хорошее, так и на плохое. «Дисней», я считаю, вообще не нужно показывать детям. Есть и российские такого же свойства – «Маша и Медведь», «Барбоскины», к примеру.
Н. Петров:
– Моей дочери три с половиной, и я тоже с осторожностью относился к «Маше и Медведю», а потом заметил: не копирует она эти модели поведения! Никогда ребенок не выберет мультик вместо внимания родителей, общения с ними. Она после садика отдыхает, а потом идет играть с папой и мамой. Я бы не стал демонизировать тех же самых «Барбоскиных», «Машу и Медведя». У ребенка есть инстинкт следования. Как утята следуют за мамой, так и дети идут за нами. Это первый уровень пути следования. Второй – они нас слушают, и третий уровень пути следования – они делают то, что делаем мы. Сейчас некоторые отцы «уволились» из воспитателей. А ребенок должен чувствовать своего отца. Многие родители задаются мыслью: правильно ли я с ребенком поступаю? А критерий простой: если все получается у ребенка, значит, все правильно. Если что-то вызывает раздражение, разочарование, усталость, значит, какая-то ошибка.
В. Тишина:
– Но это до определенного возраста. Если брать подростковый возраст… Моей дочери 15, и у нее уже свое мнение.
Н. Петров:
– До 10 лет родители для ребенка авторитет. Становятся старше – для них важнее авторитет группы. И если в группе приветствуется не хорошая успеваемость, а хулиганистость, то они могут последовать дурному примеру. После 10 лет наше слово перестает действовать как заклинание. Здесь, если вам удалось сохранить доверие, которое у малыша по умолчанию встроено, то поведение ребенка и в таком возрасте можно корректировать. Да, у подростка могут возникнуть какие-то проблемы в 13, в 14 лет, но если вы являетесь той инстанцией, которой ребенок доверяет, он пойдет решать ситуацию в том числе и к вам. Вот две стратегии: можно искусственно оградить ребенка, а можно посмотреть и выбрать из того, что работает. Это и есть осознанность.
Главное, к чему пришли участники разговора: контакт с ребенком нужно поддерживать на протяжении всего его развития. Если целенаправленно не развиваем и не воспитываем свое чадо, то за нас это делают условия, которые ребенка окружают и которым он не всегда в состоянии противостоять.
Николай Коржов