По любви или за деньги: стоит ли платить ребенку за учебу
Как мотивировать ребенка ходить в школу и хорошо учиться – об этом наш разговор с психологом, автором книги «Мотивация на отлично. Как помочь ребенку полюбить учебу. Без скандалов, наказаний, нервотрепки» Никитой Петровым.
«Моему сыну 10 лет, он хороший парень, но с успеваемостью у него не все гладко. Есть предметы, которые он не любит и, соответственно, не тянет. А я думаю, как его простимулировать. Не хочется все время кричать, хочется по-хорошему, по-деловому. Может быть, мне начать ему приплачивать за оценки и посещение отдельных предметов? Сходил на физкультуру – получил 20 рублей, принес оценку «отлично» – заработал 50? Мой сын любит игрушки, так пусть и копит на них, заодно узнает цену деньгам и подтянется по предметам.
(Валерий Солоник)
– Сейчас, предвижу, многие родители возмутятся: «Что? Платить за учебу! Да ребенок должен сам учиться, это его долг и почетная обязанность». Но не будем торопиться, – говорит Никита Александрович. – Сейчас я просто поразмышляю, а выводы пусть каждый сделает сам.
Первая мысль: школа – место, куда ребенок направляется принудительно. То есть у него нет выбора: идти или не идти. Идти в любом случае. Желание ребенка не то что не учитывается, но часто подавляется. Соответственно, возникает сопротивление, пропорциональное силе давления: ребенок не хочет учиться ровно с такой силой, с какой вы пытаетесь его заставить. Замкнутый круг.
Как быть?
Некоторые родители решают пойти простым путем: ребенок чего-то хочет, и вы ему все равно это – скажем, игрушку – купите. Так почему бы не отдать те же самые деньги, но только пусть деньги в нагрузку выполнят воспитательную функцию и решат вашу родительскую проблему с мотивацией ребенка в учебе?
Если бы все было так просто, то большая часть школьников сидела бы на зарплате у родителей, а наша страна вырвалась бы на первое место во всех мировых школьных олимпиадах по всем предметам.
Вам любой эксперт по работе с персоналом скажет, что деньги – это наименее эффективный способ стимулирования персонала. Поэтому повышение заработной платы либо процента применяется в самых крайних случаях, когда ничто другое не сработало. Здесь речь идет о взрослых. А вы учтите, что ребенок – это ребенок: для него ценность денег в разы ниже, чем для взрослого, то есть он в гораздо меньшей степени готов страдать (учиться) за деньги, чем взрослый. Ребенку проще будет отказаться от очередной игрушки, чем неделями зубрить ненавистный предмет. Снова тупик.
Что же делать?
Перво-наперво необходимо понять, почему ребенку не нравится предмет. Вспомните себя: вы какие-то дисциплины в школе любили, а какие-то ненавидели. Почему? Разве дело в физике, математике или физкультуре? Конечно, нет! Дело в личности учителя.
Какова миссия учителя? Сделать так, чтобы ребенок знал соответствующий предмет. Соглашусь; только это не миссия учителя, а его функция. А миссия учителя заключается в том, чтобы ребенок полюбил предмет, то есть занимался предметом по собственной инициативе во внеурочное время. Если это литература, то чтобы читал во внеурочное время, если это физкультура, то чтобы тренировался во внеурочное время по собственной инициативе. Вы понимаете, что таких учителей мало, каждый на вес золота. Я считаю, что лучшее, что может сделать родитель, это найти для своего ребенка таких специалистов, но они чаще всего стоят денег. Так лучше заплатить им, чем ребенку, толку будет больше. Пусть вы не закроете все предметы такими учителями, но все и не надо, ведь ваш ребенок в качестве дела жизни в любом случае выберет что-то одно.
Не платите своему ребенку за выполнение операций – посетил урок, получил отметку, – иначе вы утонете, ребенок начнет с вами торговаться, непроплаченные действия будет саботировать. Вам тоже на работе не платят за то, что вы пришли на работу сегодня, сдали отчет. Платят за общие результаты. Но здесь есть нюанс: положительное подкрепление не должно быть вынесено слишком далеко. «Ты будешь хорошо учиться весь год, а в июне я куплю тебе велосипед!» Неделя, месяц – вот обозримые перспективы для человека. Зарплату платят не через полгода, а через месяц.
Каждый ребенок индивидуален, и надо, что называется, тестировать. У меня есть примеры, когда тактика вознаграждения за каждую конкретную отметку блестяще работала. Но с младшим ребенком в той же семье тот же подход провалился. Казалось бы… Поэтому я всегда очень осторожен: попробуйте, посмотрите, потом примете окончательное решение. Воспитание – это процесс непрерывного творческого поиска. Не работает что-то одно – пробуйте другое, ищите и найдете.
Сергей Рассказов