Жесты – их родной язык
Олеся 8 лет занимается бальными танцами. Ни чувство ритма, ни владение техникой не выдают того, что девочке непросто существовать в мире звуков.
Олеся – одна из учениц коррекционной школы-интерната № 68 для глухих и слабослышащих детей. И таких, как она – талантливых, энергичных, любознательных, здесь абсолютное большинство.
Одноклассник Олеси Вова проводит летние каникулы в Америке. Он гостит у родственников, а заодно знакомится с особенностями жизни в штате Флорида. Как знать, возможно, в будущем Вова будет работать за границей, ведь сегодня у людей с ограниченными возможностями почти нет преград для успешной социализации. Но если Вова еще не определился, какую профессию ему выбрать, то 12-летний Слава уверен, что продолжит семейное дело. Родители мальчика держат большое поголовье скота, и сам Слава с ранних лет знает, как ухаживать за животными. Его ровесница Юлия, участница творческих конкурсов для детей с инвалидностью, в свободное время любит читать, а десятиклассница Валентина, несмотря на талант к рукоделию, хочет работать бухгалтером. Эти ребята с легкостью разговаривают на языке жестов. Но в коррекционной школе – единственном специализированном учреждении для глухих и слабослышащих детей на востоке области – детей учат в первую очередь владеть речью.
– Общаться с помощью жестов они умеют и без поддержки педагогов, – поясняет директор учреждения Марина Орлова. – Наша задача – научить ребят выражать свои мысли и желания словами. За 10 лет обучения они осваивают программу 9 классов общеобразовательной школы, после поступают в среднеспециальные учебные заведения, а дальше ничто не мешает им получить высшее образование. В прошлом году, к примеру, все выпускники поступили в Челябинское училище им. Шуба, адаптированное для ребят с нарушением слуха.
В этом учебном году в коррекционной школе сели за парты 43 ученика. Школа считается малокомплектной, потому что не в каждом классе достаточная численность учеников, да и сами классы, бывает, остаются без набора. Так, в этом году не было ни одного заявления на зачисление. Зато в следующем году планируется открыть первый класс. Все ученики – это ребята с ограниченными возможностями здоровья, но степень остаточного слуха у каждого своя. В школе нет различий между учениками слабослышащими и глухими – здесь учат говорить всех.
– Государство всячески поддерживает детей с инвалидностью по слуху, – отмечает Марина Вячеславовна. – Сегодня есть возможность в рамках ОМС установить импланты, которые позволяют ребенку улучшить слух и быстрее восстановить речь. Но не все родители соглашаются на проведение сложной операции, ведь здоровье некоторых детей осложняется сопутствующими заболеваниями.
В школе-интернате ученики из городов и районов Восточного Оренбуржья не только учатся, но и живут. Если ребята из Орска находятся здесь лишь до конца рабочего дня, то остальные – круглосуточно. 18 человек разъезжаются по домам только на каникулы и по выходным. В школе уверяют, что в основном все их воспитанники растут в благополучных семьях. Исключение – мальчик, которого в прошлом году мама оставила без своей любви и ласки. У родительницы не нашлось сил на воспитание глухого ребенка, притом что сама она тоже инвалид по слуху. Теперь этот мальчик – предмет особой опеки педагогов и воспитателей школы. Кстати, кадровый состав учреждения поистине золотой. С детьми работают специалисты высокого уровня, за плечами которых не одно высшее образование и многочисленные курсы по работе с глухими и слабослышащими детьми.
– Родителям не стоит бояться того, что ребенок, имеющий проблемы со слухом, будет посещать специализированную школу, – заключает директор. – Некоторые взрослые считают, что в обычной школе ребенку с диагнозом будет проще адаптироваться к привычной среде общения. Опыт показывает, что в итоге они все равно обращаются за помощью к педагогам-дефектологам. Наша школа – больше, чем просто место обучения. Здесь проще заводить друзей, познавать мир, осознавать, что ты тоже достоин большого и успешного будущего.
Екатерина Бастина