Дом разваливается на глазах
Каждый месяц жильцы дома на Краматорской, 43 исправно получают квитанции за капитальный ремонт. Но будут ли его проводить?
Несколько лет назад специалисты признали это нецелесообразным? За восемь месяцев, что прошли с момента публикации на страницах «ОГ» статьи «Наш дом скоро рухнет», состояние строения только ухудшилось.
Конечно, мы можем судить об этом лишь субъективно, но дыры в лестницах стали еще больше – в них запросто может провалиться нога взрослого человека; света в коридорах нет, пробираться внутрь нашему корреспонденту пришлось на ощупь.
Вот и самый верхний, третий этаж. С прогнившего потолка на голову и за шиворот летят штукатурка и мелкие насекомые. Торчащие из стен оголенные провода и жуткий запах канализации – в таких условиях приходится жить целым семьям, в некоторых из которых есть грудные дети.
Самих детей состояние дома не смущает. Во время нашего визита они с веселыми криками беззаботно носились по коридору, а у меня замирало сердце – деревянный пол ходил ходуном и создавалось впечатление, что он вот-вот провалится. Пока я наблюдала за детьми, в одной из комнат хлопнула дверь – местная жительница, держа в руках тарелку с луком, проследовала в туалет. «Что она там делает?» – подумала я и заглянула в санузел. Оказалось, девушка варит суп. Готовит в зловонном туалете на электрической плитке! Это было выше моего понимания.
– Почему вы выбрали такое странное место для приготовления пищи? – поинтересовалась я.
– У меня комната – всего 9 квадратных метров, а на улице жара, – ответила она. – Если я у себя начну готовить, мы просто задохнемся. Да я уже привыкла. Здесь практически все так делают.
На звуки нашего разговора вышла Людмила Дмитриевна, жительница дома, с которой мы встречались восемь месяцев назад.
– Вот видите, – сказала женщина, – сколько мы боролись, ходили по всем инстанциям для признания дома аварийным – воз и ныне там. А ведь скоро зима. Как мы будем жить в морозы с окнами, забитыми фанерой, и неисправной электропроводкой? Жильцы будут включать обогреватели и плитки, может вспыхнуть пожар. Когда мы в прошлый раз обращались в жилотдел, нам велели собрать все документы и подать заявление на признание дома аварийным. Мы это сделали, а толку? Пришлось обратиться в прокуратуру. После этого пошло движение: прокурор Ленинского района подал иск в суд. Оказалось, что акт обследования дома межведомственной комиссией юридически составлен неверно, а потому не имеет силы.
Суд вынес решение об устранении нарушений в документе. Только судебное заседание было еще 3 марта, а сейчас уже август. Ничего не меняется. О нас, похоже, вновь забыли. Рухнет дом – одной проблемой станет меньше. После суда мы даже обратились в Общероссийский народный фронт – там обещали разобраться с проблемой. Ждем, но сколько еще ждать будем – неизвестно. А тем временем с нас пытаются собрать деньги за капремонт!
Мы обратились в прокуратуру, чтобы узнать, что же на самом деле происходит со злополучным домом. Дарья Долинская, помощник прокурора Ленинского района, подтвердила: после письменного обращения жильцов было установлено, что в декабре 2009 года в соответствии с актом и заключением межведомственной комиссии от 14 декабря 2009 года дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Обследование межведомственной комиссией в то время было проведено в целях обследования состояния жилищного фонда, находящего на территории города Орска. Однако признание дома аварийным должно производиться в соответствии с Постановлением правительства №47 от 28.01.2006 года, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания его пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Исходя из Постановления, основанием для признания дома аварийным является наличие факторов, из-за которых в полной мере не может быть обеспечена безопасность и здоровье граждан. Это может происходить из-за износа как всего здания, так и отдельных его частей, а также из-за снижения прочности и устойчивости строительных конструкций дома. И межведомственная комиссия в ходе своей работы должна была выявить основания для признания дома либо пригодным для проживания, либо аварийным и подлежащим сносу. Но этого сделано не было. Согласно акту обследования дома в 2009 году, процент износа составил 66%. Дом был признан аварийным в связи с истечением срока эксплуатации и экономической нецелесообразностью проведения работ по восстановлению несущей способности конструктивных элементов здания в целом.
В заключении о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 14.12.2009 года указано: «Признать дом аварийным согласно п.33, 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Но межведомственная комиссия не может принимать решения о признании дома аварийным, она лишь может выявить основания для этого. Из-за того, что акты и заключения комиссии не соответствуют требованиям Постановления правительства, дом не вошел в программу по переселению граждан их ветхого и аварийного жилья со сроком до 2017 года.
До настоящего времени судьба дома остается неопределенной. Жильцы в данном случае фактически лишаются установленных действующим законодательством гарантий по льготному обеспечению жильем в связи со сносом дома, и капитальный ремонт ему не светит. А то, что межведомственная комиссия уже длительное время не может обследовать дом и принять соответствующее решение – это уже прямое нарушение жилищных прав, а также прав на безопасное проживание.
После того, как прокуратура подала в суд на признание акта межведомственной комиссии незаконным, суд вынес решение признать данные требования законными и устранить нарушения в заключении комиссии в срок до 1 апреля 2016 года, а также принять решение о признании данного дома аварийным. Но, к сожалению, с апреля прошло уже четыре месяца, а дом продолжает быть «пригодным для проживания». В этом случае выход только один – жильцам нужно повторно обратиться в прокуратуру с заявлением о том, что администрация города игнорирует требования суда. Что будет дальше и какая судьба ждет жильцов дома на улице Краматорской, 43, покажет время. А мы будем держать вас в курсе событий.
Юлия Виноградова